• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Праздное и непраздное любопытство в XII веке

XII в. был эпохой интенсивных поисков во всех сферах культуры и религии, эпохой огромного любопытства. Однако любопытство, неоднозначное понятие и свойство человеческой натуры, веками, со времен Августина, клеймилось как опасный грех. Строгий, аскетический взгляд на цели и методы человеческого познания, но не агностицизм в полном смысле слова, пришел в противоречие с новой парадигмой "мирского знания" (mundana sapientia), со стремлением к философскому вопрошанию, с восприятием научных текстов арабов и древних, со всем, что проповедывали те, кого обычно описывают как "новаторов" (Абеляр, Герман Каринтийский, Тьерри Шартрский). В статье их идеи последовательно сопоставляются с высказываниями некоторых "ретроградов" - Петра Дамиани, Бернара Клервосского. Это сопоставление позволяет нам лучше понять эпоху "да и нет", век постоянного диалога и полемики.