?
Когнитивное моделирование парадоксальных высказываний
Современные гуманитарные исследования. 2011. № 6(43). С. 97-103.
Темяникова Э. Б.
Статья посвящена рассмотрению когнитивных структур, лежащих в основе формирования парадоксов. Когнитивные модели понимаются как типовые, повторяющиеся конфигурации фреймовых структур, состоящие из некого набора терминалов. Формирование парадокса становится возможным благодаря способности фрейма к трансформации своей структуры, чаще всего на основании выведения в фокус фрейма информации периферийных терминалов.
Уткина Т. И., Мишланова С. Л., European Social Science Journal 2014 Т. 2 № 2 С. 259-264
В данной статье авторы обращаются к проблеме функционирования метафоры и метафорического моделирования в экономическом дискурсе. Авторами осуществляется сравнительный анализ метафорических моделей в зависимости от уровня владения иностранным языком и профессиональной компетенции. ...
Добавлено: 28 марта 2014 г.
Пермякова Т. М., Уткина Т. И., Research in Language 2016 Vol. 14 No. 4 P. 437-451
Добавлено: 25 января 2017 г.
Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2017
В сборнике представлены материалы Международного конгресса по когнитивной лингвистике, в которых освещаются теоретические и методологические проблемы когнитивной лингвистики в аспекте антропоцентрической концепции языка, проблемы концептуализации и категоризации мира в языке, языковой интерпретации, когнитивные аспекты лексики грамматики, фразеологии, терминологии, дискурса, а также связь когнитивной лингвистики с другими науками.
Для филологов и специалистов в области гуманитарного знания. ...
Добавлено: 9 октября 2017 г.
Уральский государственный педагогический университет, 2020
В очередном выпуске периодического издания «Когнитивные исследования языка» представлены материалы Х Международного конгресса, посвященного современным проблемам и методологии когнитивно-дискурсивных исследований в лингвистике и смежных науках. Авторы предлагают свой опыт систематизации и осмысления когнитивно-дикурсивных методов в лингвистике и смежных науках: междисциплинарный характер проблематики конгресса отражает современные тенденции развития гуманитарных наук, в том числе актуальную потребность в ...
Добавлено: 11 августа 2021 г.
Frankfurt am Main : Peter Lang, 2011
Cognitive Linguistics offers an enticing possibility to approach time-honored linguistic problems from a new standpoint and view them in a new dimension. Proving this theory, all contributions in this volume are Slavic-oriented and thoroughly grounded in the framework of Cognitive Linguistics. The volume is composed of three thematic sections – grammar, semantics and discourse analysis ...
Добавлено: 28 сентября 2013 г.
М. : Языки славянских культур, 2015
Международный коллектив авторов сборника, впервые собравшийся в таком составе, представляет панораму современной когнитивной лингвистики. Когнитивная лингвистика понимается максимально широко — как исследование любого аспекта языка в связи с познавательными процессами человека. Сборник состоит из трех разделов. В статьях первого раздела обсуждается общая архитектура языка в когнитивной перспективе. Два последующих раздела посвящены двум основным режимам существования ...
Добавлено: 24 февраля 2015 г.
М., Тамбов : Институт языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015
В сборнике представлены материалы, отражающие современные направления изучения лингвистических технологий в гуманитарных исследованиях. Обсуждаются с когнитивной точки зрения вопросы трансфера знаний, использование когнитивных технологий в современных гуманитарных науках, исследование языкового сознания с помощью применения данных технологий. Особое внимание уделено технологиям когнитивных исследований в лингвистике, в частности, технологиям моделирования и интерпретации языка и речи на грамматическом ...
Добавлено: 26 ноября 2015 г.
Исаков В. Б., М. : НИУ ВШЭ, 2017
В настоящем учебном пособии собраны тексты работ, раскрывающих понятие, значение и особенности применения схематизации и моделирования в гуманитарных научных исследованиях, правовой аналитике и юридической практике, а также в учебной работе студентов.
Для аспирантов, магистрантов и студентов-старшекурсников, а также всех, кто интересуется применением приемов схематизации и моделирования в гуманитарных научных исследованиях. ...
Добавлено: 27 июня 2019 г.
Исаева А. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2018 № 3 С. 49-57
Данная статья посвящена герменевтике персонологических моделей «Я» в поисках имплицитных аспектов «Я». В качестве материала герменевтики выступили описания форм деперсонализации в текстах К. Ясперса, модель генеза жизненных отношений личности и модель культурной деперсонализации Е.Б. Старовойтенко. В качестве герменевтического приема в данной работе использованы «мета-герменевтика» и «принцип оппозиций» (Исаева, 2008). В результате были реконструированы феноменологические аспекты ...
Добавлено: 16 июля 2018 г.
Шульгинов В. А., Вестник Кемеровского государственного университета 2016 № 4(68) С. 233-238
В данной статье представлена когнитивная модель электронного гипертекста, согласно которой он отражает в себе процесс речемыслительной деятельности пользователя. Мы выделили структурные единицы в составе электронного гипертекста: фрагмент-стимул, ссылку-коннектор и фрагментноситель ссылки. Анализ реакций, закрепленных в номинациях ссылок, позволил установить, что содержание фрагмента-стимула является наиболее частотным объектом авторской рецепции. Совокупность ссылок-коннекторов образует вербальную сеть, соединенную с ...
Добавлено: 15 ноября 2019 г.
Издательский дом ЯСК, 2019
Данная монография представляет собой пример интегрированной методологии в двух современных научных парадигмах: когнитивной и корпусной. В ней решаются общие вопросы методологии когнитивного анализа семантики слова на основе компьютерно-корпусных исследований, изложены результаты, объединенные единой целью — разработать или развить методы в области когнитивной семантики на базе корпусов. Авторы используют Национальный корпус русского языка, Британский национальный корпус ...
Добавлено: 6 декабря 2019 г.
Гаврилова М. В., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология 2011 № 3 С. 4-10
В статье рассматриваются особенности выступлений президента России Д.А. Медведева на различных уровнях организации текста и дискурса: топики, ключевые слова, синтагматические связи слов, концепты, взаимодействие с другими видами дискурса, условия продуцирования текста. ...
Добавлено: 23 декабря 2012 г.
Шляхова С. С., Клюев Н. А., Psiholingvistika 2020 Т. 28 № 2 С. 204-223
Статья состоит из двух частей. Первая статья исследует данные психолингвистических экспериментов по структуре и содержанию концептов “социальные медиа”/“social media” в русском и английском языковом сознании. Во второй статье концепты “социальные медиа”/“social media” анализируются в корпусной лингвистике. Также представлены полевая и когнитивно-классификационная модели концептов социальные медиа / social media. ...
Добавлено: 25 мая 2021 г.
Боговиз А. В., Бушмин И. А., Оскорбин Н. М. и др., Известия Алтайского государственного университета 2012 Т. 73 № 1-1 С. 137-141
Решается задача оценки востребованности выпускников высшего профессионального образования на примере Алтайского края методами оптимизации с использованием современного программного инструментария. ...
Добавлено: 5 сентября 2012 г.
Горизонтов Л. Е., Kwartalnik Historii Nauki i Techniki. Quarterly Journal of the History of Science and Technology 2014 No. 4 P. 143-152
Обращение четверть века назад к имагологии вызывалось острой необходимостью в новом видении прошлого российско-польских отношений. Развитие данного направления отвечало привлекательным для российских и польских исследователей ведущим трендам в современной полидисциплинарной гуманитаристике, а также важным общественным потребностям. В статье рассматривается место, проблематика, подходы, достижения и слабые стороны русско-польской имагологии. Особое внимание обращается на исследования в формате ...
Добавлено: 8 мая 2014 г.
Исаева А. Н., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2013 № 23 С. 244-252
Статья посвящена путям и способам исследования зрелого отношения личности к оппозициям жизни. Рассматривается проблема синтеза гуманитарного знания об оппозициях. Предлагается модель соотнесения онтологических, гносеологических и «рефлексивно-феноменологических» оппозиций жизни личности. Обозначены потенциалы культуры в исследовании специфики зрелых жизненных отношений личности. Предложена реконструкция оппозиций жизненных отношений личности – творца культуры. В качестве основного критерия зрелой личности рассматриваются ...
Добавлено: 15 ноября 2013 г.
Серкин В. П., Сиротский В. Е., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 1990 № 4 С. 28-33
Принципальные ограничения психосематического моделирования и путь их преодоления. ...
Добавлено: 6 июня 2014 г.
Dusseldorf University Press, 2017
Добавлено: 8 марта 2016 г.
Циркунова С. А., Современные гуманитарные исследования 2011 № 5 С. 57-62
Статья рассматривает когнитивно – идеологическую составляющую медиатекста, определяющую формирование информационной картины мира человека. Автор выявляет языковые средства, используемые для интерпретации событий - результата когнитивной и социальной деятельности журналистов ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Циркунова С. А., Современные гуманитарные исследования 2009 № 5 С. 125-130
Метафорическое моделирование широко используется при освещении политической сферы. Когнитивная лингвистика определяет метафору как (основную) ментальную операцию, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира. Влияние метафоры трудно переоценить особенно в случае, когда у получателя информации еще не сформировано мнение. Эта функция метафоры ярко проявляется в текстах политической направленности, в частности, внешнеполитических. В данной работе ...
Добавлено: 20 января 2013 г.
Тюменева Ю. А., Вопросы психологии 2015 № 2 С. 21-31
Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для российских школьников, как показывают результаты исследования PISA. Являются ли эти трудности специфическими, связанными с особенностями именно этих заданий, или они носят более общий характер, но стали очевидными из-за необычности «обыденного» контекста этих заданий для российских школьников? В результате качественного анализа ошибок 60-ти учащихся 8-10 классов, показано, ...
Добавлено: 16 апреля 2015 г.
Абдрашитова М. О., Богданова А. Г., Вестник Томского государственного университета 2021 № 464 С. 5-12
Рассмотрен концепт дистанционное образование, репрезентирующий определенный фрагмент национальной картины мира современных носителей русского языка. Работа строится на сопоставлении интерпретаций лексикографических данных с данными результатов экспериментальных исследований. На основе интерпретации полученных языковых данных уточняется статус исследуемого концепта в языковом сознании носителей современной русской лингвокультуры, раскрывается его актуальное смысловое содержание. ...
Добавлено: 20 июня 2021 г.
СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2013
В сборник включены научные статьи известных и молодых ученых, посвященные актуальным проблемам филологии (когнитивной лингвистики, лексической семантики, семиотики, прагматики, лингвистики текста, стилистики; поэтики, литературоведения; перевода, межкультурной коммуникации). Также представлены исследования по методике преподавания иностранных языков. Издание адресовано лингвистам, переводчикам, преподавателям, аспирантам, студентам и широкому кругу заинтересованных читателей. ...
Добавлено: 7 декабря 2013 г.
Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013
В работе конференции приняли участие более 200 представителей вузовской и академической науки, в том числе известные ученые и молодые исследователи, аспиранты и докторанты из разных регионов России таких, как Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владивосток, стран ближнего (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Украина) и дальнего зарубежья (США, Финляндия). Основная цель конференции – дать представление ...
Добавлено: 25 апреля 2013 г.