• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Новые измерения сотрудничества «Группы двадцати»: саммит в Лос-Кабосе

В статье представлен анализ результатов саммита «Группы двадцати» в Лос-Кабосе. Автором рассматривается несколько аспектов. Первое, сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, долгосрочных задач глобального управления и задач, требующих безотлагательных действий; преемственности и инновационности повестки дня. Второе, организация взаимодействия с партнерами по «двадцатке», другими странами, международными и региональными организациями, представителями гражданского общества, бизнес сообщества, экспертными организациями и академическими институтами, как в ходе подготовки, так и во время проведения саммита. Третье, качество реализации функций глобального управления, прежде всего, последовательное исполнение принятых решений и прозрачность оценки достигнутых результатов. Эти три измерения выбраны для оценки, поскольку они имеют безусловное значение для повышения эффективности и легитимности «двадцатки». В целом саммит в Лос-Кабосе оценивается как успешный. По каждому из трех аспектов оценки отмечаются достижения и неудачи. Председательству удалось обеспечить баланс национальных интересов и интересов партнеров, инновационности и преемственности повестки дня. Мексиканское председательство включило свои ключевые приоритеты в повестку дня саммита. По приоритету зеленого роста новых прорывных решений не принято. По туризму и управлению рисками катастроф сформулированы несколько пунктов, определяющих дальнейшие направления действий, но фактически нет обязательств. Наиболее полно проработан «новый» приоритет по расширению доступа к финансовым услугам и финансовой грамотности. В части организации взаимодействия с партнерами сильной стороной стала активная работа председательства с международными организациями; включение в программу новых форматов: встреч министров торговли, министров туризма; подготовка рабочей группой предложений по международной финансовой архитектуре; продвижение приоритетов Мексиканского председательства на многочисленных многосторонних форумах; интеграция в консультации стран Латинской Америки; создание возможностей для двусторонних встреч лидеров в ходе саммита. Однако значительный экспертный и организационный потенциал международных институтов не был полностью востребован. «Двадцатка» не смогла «переварить» подготовленные материалы и сформированные предложения. Предложения экспертного сообщества и гражданского общества также не нашли отражения в документах саммита. По реализации функций глобального управления саммит в Лос-Кабосе стал самым сбалансированным за всю историю «Группы двадцати». Значительно внимание было отведено реализации принятых решений, сделан еще один шаг по созданию механизмов самоотчетности. Автор считает, что эта работа должна быть продолжена, в том числе в рамках Российского председательства в «Группе двадцати» в 2013 году. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.