Статья
Главы кулинарной антропологии. (Рец. на кн.: Varriano J. Tastes and Temptations: Food and Art in Renaissance Italy. Berkeley; Los Angeles; L., 2009).
По мнению автора рецензии, основная мысль книги Джона Варрьяно - кулинария в эпоху Возрождения была универсальным метафорическим языком просвещенной Европы, который мог нести в себе любые смыслы, кодируя и большие политические события, и перипетии частной жизни.
Стремление человека к совершенству присуще человеку издавна, но в XX веке проявилась его неоднозначность. В монографии прослеживается история развития понятия "совершенство" от античности и Древнего Востока до XX века, а также понятий "идеального человека" и "нового человека". Предлагается классификация процессов самосовершенствования; такие состояния, как вера, любовь, одиночество рассматриваются в их влиянии на эти процессы. Анализируется специфика совершенных художественных произведений (шедевров) и их восприятия. Специалистам в области психологии, философии и социологии культуры, студентам гуманитарных вузов, широкому кругу читателей.
Обсуждается идея создания списка «100 книг ВШЭ» как университетского читательского канона. Анализируется многолетний издательский проект Русской христианской гуманитарной академии «Русский путь».
В статье показано, как стенография, наиболее интенсивное развитие которой пришлось на XIX – первую половину ХХ в., утвердила за собой на сравнительно долгий срок статус не только учебной, но и исследовательской дисциплины в различных институциональных и регионально-культурных контекстах. Связано это было с тем, что – особенно в Германии – разработка новых стенографических систем происходила в обстановке интенсивных научных поисков, направленных на рационализацию письменности в целом. Системно-теоретическая и преподавательская деятельность велась как в существовавших учебных заведениях, так и в специально созданных стенографических институтах, а также на курсах при стенографических обществах.
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого. В книге подробно анализируются основные параметры, характеризующие специфику истории как науки о прошлой социальной реальности, включая определение ее предметной области, эмпирико-теоретические основания и когнитивные функции, а также способы структурирования исторического пространства и времени.
Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся теорией исторического знания.
Перевод Т.3 пятитомной «Истории женщин на Западе», посвященной положению женщин в Европе XVI-XVIII вв., их роли в социально-экономической, политической и культурной жизни и их репрезентациям в литературе и искусстве.
Статья посвящена испанской монахине и писательнице 16 века, автору произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.
Статья посвящена изложению концепции ведущего европейского исследователя истории западного эзотеризма, профессора Амстердамского университета Воутера Ханеграаффа, представленного им в монографии «Esotericism and the Academy», смысл которого вкратце формулируется следующим образом: деление на алхимию и химию возникает благодаря двум типам формирования научного исследования. Суть первого сводится к открытию мудрости древних, выразившегося в процессе истолкования текстов и символов предыдущих эпох. Второй же тип, ныне именуемый химией, основывается на языке экспериментальной науки. Подход Ханеграаффа, таким образом, противостоит одновременно позитивистским теориям, построениям Юнга и Элиаде, а также «новой историографии» Ньюмана, Принчипе.
Статья представляет собой опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии на материале сборника статей Визуальная антропология: настройка оптики. Анализируется область современной визуальной антропологии, которая включает интерпретацию визуальных артефактов как культурных феноменов, анализ контекстов их производства и использования, а также изучение социальной жизни с применением визуальных методов. Кому принадлежит право интерпретации образа — его создателю или зрителю? О чем позволяют людям высказываться фотографии и вещи? Авторы статей этой книги обсуждают существующие правила, контексты и возможности применения визуальных методов в профессиональной практике, поощряя критическую рефлексию и этическое осмысление, деконсгруируя образы популярного медиа дискурса и работая с памятью и эмоциями, воздействуя на реальность и подвергая пересмотру сложившиеся конвенции. Антропологам, социологам, культурологам, всем тем, кого интересуют возможности и принципы визуальных исследований культуры и общества.
В статье рассматриваются виды учебной деятельности, которые используются автором на занятиях для изучения культуры Великобритании, традиций страны, нюансов поведения британцев в различных ситуациях. Статья представляет интерес для преподавателей иностранного языка и студентов - будущих менеджеров.
Рецензия посвящена критическому разбору одной из наиболее радикальных версий интерпретации социо-ментальных оснований русской культурной парадигмы. Авторы предполагают, что в основании русского культурного механизма преемственности лежат два ментально-идейных комплекса - манихейство и гностицизим. В рецензии отмечается, что эта версия близка классическому юнгианству. Но при этом остается неопределенность: авторы оставляют открытым вопрос о том, что все-таки является первичным в историческом движении русской культуры: набор социальных параметров, который задает определенную ментальность, или же наоборот - изначальная ментальность определяет набор социальных параметров культуры.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение фактических данных, позволяющих реконструировать и сопоставить соответствующие области когнитивных репрезентаций.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.