Статья
Оценка эффективности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в глобальном управлении: разделение труда – возможности повышения эффективности
В статье представлены рекомендации для формирования повестки дня председательства России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в 2012-2014 гг. на основе анализа наиболее значимых глобальных рисков, а также оценки потенциала каждого института для решения ключевых проблем глобального управления.
Статья посвящена оценке вклада «Группы двадцати» и «Группы восьми» в создание новых и развитие существующих форм глобального и регионального коллективного регулирования. Сравнение эффективности этих институтов, основанное на парадигме функционального анализа, позволяет оценить вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати» в развитие новых форм регулирования по трём группам индикаторов: реализация функций глобального управления, включая подотчётность и исполнение обязательств; вклад в глобальную повестку дня и взаимодействие с другими международными институтами.
Таким образом, анализ способствует построению поддающейся количественному анализу базы данных для оценки эффективности «восьмёрки» и «двадцатки» и формированию прогноза об их роли в развитии коллективного регулирования в будущем. Проанализировав массив документов «Группы двадцати» и «Группы восьми», авторы делают вывод о важности разделения труда между этими институтами, а также другими международными организациями, что значительно усиливает их потенциал по совершенствованию форм коллективного регулирования.
В статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей вузов, изучающих деловой английский язык и язык специальности.
Тематика пособия затрагивает основные вопросы мировой экономики, разделения труда, глобализации и экономического развития отдельных стран, а также общие проблемы интегрированной коммуникации.
Пособие состоит из четырех разделов, каждый из которых содержит теоретический и практический материал для аудиторной и внеаудиторной работы, дополнительный материал для самостоятельной работы, а также глоссарий.
Цикл упражнений коммуникативной направленности, содержащийся в каждом разделе, позволяет развивать лексический запас и навыки беседы по специальности. Упражнения и задания по аналитическому изложению содержания текста направлены на развитие навыков компрессии и анализа англоязычного специального текста.
Использование аутентичных англоязычных текстов также способствует развитию коммуникативных навыков студентов в профессиональной сфере.
Пособие может быть полезно также магистрантам и аспирантам экономических специальностей вузов.
В статье рассмотрены негативные следствия роста экономики услуг. К таким следствиям относятся ограничение прав собственности на используемые блага, коммерциализация социально значимых видов деятельности, недостаточная самореализация и обеднение жизни человека за счет избыточного разделения труда
Коллективная монография представляет результаты исследований по еме «Разработка методологии оценки эффективности деятельности международных институтов, проведение анализа и оценки эффективности “Группы восьми” и возможностей различных моделей реформирования института для реализации приоритетов российской внешней политики в условиях кризиса системы глобального управления», выполненных в рамках программы фундаментальных исследований ВШЭ в 2009 г. Представлены системный анализ динамики эффективности деятельности «Группы восьми» и роли России в «восьмерке», прогноз направлений развития и оценка возможностей различных моделей реформирования института для реализации приоритетов российской внешней политики в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации. Работа выполнена с использованием функциональной модели анализа и оценки эффективности международных институтов. Для студентов, аспирантов вузов, изучающих международные отношения и деятельность международных организаций, процессы глобализации и интеграции, а также всех интересующихся проблемами мировой политики.
В статье рассматривается вклад «Группы двадцати» в преодоление дисбалансов в мировой экономике посредством реализации обязательства по фискальной консолидации. Обязательство, состоящее из двух частей: сокращение дефицита государственного бюджета к 2013 г. и стабилизация или снижение уровня государственного долга к 2016 г., было впервые принято развитыми странами-членами «двадцатки» на саммите в Торонто в 2010 г. Принятие «Группой двадцати» обязательства по фискальной консолидации с конкретными параметрами позволило дополнить соответствующие национальные планы элементами международной координации, давления со стороны партнеров и влияния международных организаций. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.