Статья
Исследование информационного обеспечения банковской деятельности
В статье систематизированы типы бизнес-информации по российской банковской системе и осуществлен их сравнительный анализ. Проанализированы особенности различных групп информационных источников: законодательных и нормативных актов, банковской отчетности, материалов СМИ и интернет-изданий, данных органов банковского регулирования и надзора, а также инфраструктурных проектов банков и их сервисных организаций. Предложена методика оценки и сравнения информационных источников, основанная на экспертных оценках.
Материалы XI международной межвузовской научно-практической конференции представлены в докладах и тезисах «Виттевские чтения – 2010» (Москва, Московский банковский институт, 6 – 7 апреля 2010 г.).
В работе разработана методология комплексного эконометрического подхода к дистанционному мониторингу российской банковской системы, для обеспечения ее устойчивого развития. Этот подход включает построение и анализ эконометрических моделей вероятности дефолта, рейтингов, процентных ставок и эффективности банков по издержкам, исследование возможности их практического использования в дистанционном мониторинге и анализе российской банковской системы.
Bank stabilization measures adopted by the Russian authorities since 2008 have benefited core state-owned financial institutions to a greater extent than other market participants. Public sector keeps swelling at the expense of domestic private sector. According to the author’s methodology, by January 2010 state-controlled banks possessed over 50 percent of all bank assets, thus putting Russia in the same league with China and India. Development banking and policy lending expand. A feature distinguishing Russia is gradual substitution of direct state control by indirect state ownership in the shape of corporate pyramids headed by state-owned enterprises and state-owned banks. We construct a dataset of bank-level statistical data for the period between 2001 and 2010 and find that quasi-private banks (indirectly state-owned banks) were the fastest growing subgroup. Nationalization and rehabilitation of failed banks was carried out by state-controlled banks and entities rather than by federal executive authorities directly. We suggest that the response of the Russian authorities to bank instability was consistent with long-term trends in the banking system evolution. Anti-crisis measures of 2008-9 re-aligned the sector with the traditional model of banking that rests upon dominant state-owned banks, directed lending, protectionism, administrative interference and elements of price controls. Increased government ownership of banks and control over lending activity are unlikely to be fully dismantled after the crisis is over. This scenario can nevertheless accommodate a tactical retreat of the state from non-core assets in the financial sector, leaving control over 3 largest institutions intact.
Банк России направляет для использования в работе при осуществлении деятельности по наблюдению за платежными системами в регионе неофициальный перевод документа Комитета по платежным и расчетным системам «Принципы для инфраструктур финансового рынка», принятого в апреле 2012 года. После внесения необходимых изменений в нормативную базу Банк России предполагает поэтапно начать предъявлять требования к значимым платежным системам на предмет их соответствия «Принципам для инфраструктур финансового рынка» и оценивать степень указанного соответствия в рамках осуществления Банком России деятельности по наблюдению в национальной платежной системе. При проведении указанной деятельности Банк России исходит из того, что наличие эффективных внутренних процедур оценки соблюдения Принципов соответствует прежде всего интересам собственников, участников, клиентов и сотрудников самой инфраструктуры финансового рынка, и полагает, что все указанные стороны заинтересованы в том, чтобы принимаемые инфраструктурой финансового рынка риски не создавали угрозы для ее существования и бесперебойного функционирования, а также функционирования ее участников, клиентов и других инфраструктур финансового рынка.
Мы рассмотрим эволюцию позаимствованных в 90-е годы на Западе институтов корпоративного управления (КУ). Прямое заимствование (импорт) из другой общественной системы – это один из путей целенаправленного создания общественного института, ранее не существовавшего в данной стране [Кузьминов и др., 2005, с.21]. При переносе из одной общественной системы в другую институты могут органично приживаться, отторгаться либо мутировать (изменяться). Анализ практики российских компаний показывает: новые институты КУ постепенно прижились, однако некоторые из них функционируют в нештатном режиме, то есть не так, как в модельной экономике и как задумывали разработчики соответствующих законов. Повсеместно возникшие советы директоров действуют не как советы директоров, а в режиме консультативного совета либо в режиме коллегиального исполнительного органа, либо вообще бездействуют. Лица, имеющие статус независимого директора, не всегда являются таковыми на самом деле. Институт корпоративного секретаря пока не сложился. Фидуциарная ответственность остаётся теоретической абстракцией. Нас интересуют причины, приводящие к мутации импортных институтов КУ. Объектом анализа послужили примерно 800 российских компаний и 100 банков, публично заявивших о своей приверженности принципам КУ. Мы опирались на данные эмпирических исследований, проведённых в ГУ-ВШЭ, Институте экономики переходного периода, Международной финансовой корпорации, Ассоциации независимых директоров, рейтинговом агентстве Standard & Poor’s.
На основе данных о внешних валютных займах исследуются российские банки, на которые повлияла внезапная приостановка внешнего финансирова-ния, вызванная крахом «Lehman Brothers» в сентябре 2008 г. С помощью метода «разности разностей» были сформированы две группы банков – «затронутых» и «не затронутых» кризисом. Обнаружено, что предоставленная антикризисная финансовая поддержка Центрального банка РФ была в основном использована первой группой. Анализ вливания ликвидности ЦБ РФ на портфельные решения банков показал, что в кризисный период банки из обеих групп не только активно выплачивали свои валютные долги, но и наращивали депозиты в банках-нерезидентах. Группа «затронутых» кризисом банков увеличила портфель рыночных ценных бумаг в значительно большей степени, чем группа «незатронутых». В то же время анализ не выявил значительной разности в темпах кредитования нефинансовых корпоративных заемщиков между данными группами банков. Результаты исследования показывают, что кризис 2008 г. и помощь ЦБ РФ по-разному сказались на двух группах банков в отношении их портфельных стратегий по размещению активов, но не в отношении кредитования реального корпоративного сектора.
На примере банковского сектора в препринте показано, что в России границы государственной собственности являются размытыми. Хаотичный уход государства из экономики оставил большое число активов, создававшихся на общественные средства, формально вне рамок государственного сектора. Из более чем 50 банков, контролируемых государственным капиталом в широком смысле слова, федеральные органы исполнительной власти официально контролируют только 4 учреждения, региональные - ещё 12 учреждений.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.
В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.