Статья
Как вещи вторгаются в отношения (на примере протвокражного оборудования в магазинах)
Современное социологическое осмысление социальных отношений требует включения в анализ материальных объектов, поскольку они играют все более важную роль в конструировании социальных порядков. Вопрос заключается в том, каковы отношения между человеческими и нечеловеческими объектами? В рамках акторно-сетевой теории они рассматриваются как симметричные, в то время как с позиций социального конструирования технологий первенство отводится социальным группам. В данной статье обсуждаются вопросы о роли материальных объектов в оформлении торговых практик и покупательского поведения на примере оборудования, устанавливаемого в магазинах с целью предотвращения воровства. В борьбе с воровством ретейлеры делегируют функцию охраны противокражным технологиям, однако их повсеместное внедрение порождает конфликтные ситуации между различными группами, вступающими во взаимодействие (ретейлерами, поставщиками и потребителями), что в свою очередь приводит к трансформации социальных значений, изначально приписываемых технологиям. Эмпирические данные получены в ходе количественных и качественных исследований розничной торговли, проводимых Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в 2006–2010 гг.
В статье представлен анализ стратегий крупнейших торговых розничных сетей, которые уже работают в России, либо планируют выходить на российский рынок.
Основываясь на характеристике отраслей экономики одного из субъектов РФ - Пермского края, автор рассматривает вопрос о неэффективности российской модели рынка. Критически анализируются непоследовательность действий государственной власти в отношении частного сектора и традиционные культурные ценности, препятствующие успешному развитию. Сформулирован вывод о том, что экономика России осталась преимущественно государственной, и в отсутствие стимулов, в том числе культурных, к сокращению государственного сектора все надежды на экономический прорыв остаются тщетными.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» в III квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, сферы услуг, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
В главе рассматриваются потребительские практики населения России и Китая как системообразующий фактор формирования разнообразных стилей жизни в трансформирующихся обществах. Уровень и структура потребления российских домохозяйств анализируются на основании данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 1992-2008 гг. Авторы приходят к выводу о том, что особенности потребительского поведения российских домохозяйств определяются величиной и структурой доходов и расходов семьи, ее составом и циклом развития, степенью обеспеченности предметами длительного пользования, местом проживания, социально-демографическими характеристиками членов семьи.
В статье раскрыт вопрос о том, что включает в себя практическое использование инновацонно-научного и интеллектуального потенциала в производстве с целью получения нового продукта, обоснован вопрос о необходимости государственной поддержки инновационной деятельности, раскрыты формы финансирования инновационной деятельности предприятий, такие как акционерное финансирование и проектное финансирование.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» во II квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационно-аналитический бюллетень «Деловой климат в России» в I квартале 2010 года, подготовленный в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли, проводимых Федеральной службой государственной статистики в режиме мониторинга.
Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок состояния бизнеса и основных тенденций его динамики, особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, их намерений, сложившегося делового климата, а также важнейших факторов, лимитирующих их деятельность.
Программы обследований сопоставимы с международными стандартами и базируются на Европейской Системе обследований деловых тенденций.
«Цивилизованная розница» в России в последние годы развивается весьма быстрыми темпами. Стремительно увеличиваются объёмы продаж, географическое присутствие, количество магазинов, растёт привлекательность отрасли для отечественных и зарубежных инвесторов. Однако пока рано впадать в эйфорию. Ведь настоящая конкурентная борьба с западными «пришельцами» ещё впереди. Между тем, отечественная розница испытывает ряд серьёзных проблем уже сейчас. Некоторые из них являются следствием несогласованности действий организационных подразделений розничных операторов, участвующих в обеспечении товародвижения, отсутствия должного уровня межфункциональной логистической координации. В настоящей статье исследуется одна из возможных причин подобного положения дел – нечёткость стратегического позиционирования предприятий розничной торговли, отсутствие ясно осознаваемых целей деятельности, соответствующих тому или иному торговому формату. Автор предлагает дополнения к официальной классификации розничных предприятий, рассматривая такие признаки, как «подход, лежащий в основе конкурентной стратегии» и «наличие и формы интеграции».
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассмотрены вопросы миграции и миграционной политики в России с точки зрения СМИ и общественного мнения.
Данная статья раскрывает понятия политического управления и культурной политики, их сущность и содержание с точки зрения тенденций развития постиндустриального общества. В частности, обозначено, что культурная политика в настоящее время является основой всей региональной политической деятельности. В статье отмечено, что регионы могут получить значительные конкурентные преимущества в случае успешной реализации культурной политики, что может заложить основу для развития всей новой экономики.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.