?
Символы евангелистов на миниатюрах евангелия 1571 года из Благовещенского собора Московского Кремля: генезис и особенности иконографии
Статья посвящена исследованию иконографических особенностей изображений символов евангелистов, представленных на отдельных полностраничных миниатюрах Евангелия 1571 года из собрания Музеев Московского Кремля. Автор заостряет внимание на уникальной черте, объединяющей все четыре композиции: присутствие мотива коронования символических животных ангелом. Анализ текстовых источников и предшествующей изобразительной традиции, связанной с представлением символов евангелистов в христианском искусстве, указал на отсутствие прямых аналогий подобной иконографии. Это и послужило толчком к более пристальному исследованию вопроса о ее происхождении, который осуществляется в настоящей работе. Проясняя историю происхождения иконографического мотива в виде ангела с венцом в руках, автор выявляет круг античных прототипов, восходящих к изображениям крылатой богини Ники. Процесс адаптации античного прообраза христианским искусствам и наделения его новыми смысловыми коннотациями раскрывается в статье посредством анализа ряда раннехристианских памятников, в частности мозаик Равенны и Рима. В статье также прослеживается дальнейшее развитие иконографического мотива в средневековом искусстве. В работе впервые выдвигается гипотеза о непосредственном образце, происходящем из круга сербских памятников, который мог послужить основой для создания необычных иконографических решений в Евангелии 1571 г. Автор обосновывает собственное предположение свидетельствами о тесных контактах Руси и Сербии в XVI в. и особой роли сербского наследия в русской культуре времен Ивана Грозного. Уникальность иконографии символов евангелистов в рассматриваемом Евангелии связывается также с особым характером искусства грозненской эпохи, которому была присуща смелость художественных решений и свобода иконографических экспериментов, о чем свидетельствуют не только рассматриваемая в статье рукопись, но и целый ряд памятников того времени.