?
Внешняя и внутренняя коррупция в организациях - типология и взаимосвязь (на примере полиции)
Авторы вводят понятия «внутренняя» и «внешняя» коррупция в организации. Они анализируют их взаимосвязь на материалах сравнительного межстранового социологического обследования сотрудников полиции в России, Болгарии, Казахстане и Латвии. В выборку были включены сотрудники различных рангов, работающие в различных подразделениях, в больших и малых городах. Анализ полученных данных показал, что в целом в изученных пост-советских странах уровень коррупции в полиции довольно высокий. Самый высокий уровень внутренней коррупции в Казахстане, тогда как в Латвии этот уровень относительно низок; Болгария и Россия находятся посередине с несколько более высоким уровнем в России. По уровню внешней коррупции с большим отрывом лидирует Россия, а три остальные страны не очень значительно отличаются друг от друга. Эта разница между странами в уровне и характере коррупции объясняется различиями в темпах и особенностях проведения преобразований в постсоветский период, как реформ в полиции, так и общеполитических и общеэкономических трансформаций. Хотя коррупция решает определенные тактические проблемы отдельных групп работников полиции, она, тем не менее, наносит полиции в целом системный вред. Прежде всего – ухудшает качество работы полиции в особенности в той его части, которая непосредственно выходит на население, ухудшая отношения между населением и полицией. Высокий уровень коррупции также отрицательно связан с уровнем преступности по оценкам самих полицейских, так как, по-видимому, снижает их возможности оказывать контролирующее воздействие на криминальную ситуацию. Более того, вопреки распространенному стереотипу о том, что неформальные заработки являются фактором, привлекающим людей в полицию, выясняется, что, скорее, наоборот – коррупция отрицательно связана с удовлетворенностью своей работой и является фактором, который выталкивает людей из полиции, а не притягивает их. Видимо, это следствие высоких рисков и сопутствующих издержек, связанных с неформальными заработками в полиции. В заключении авторы делают парадоксальный вывод о том, что большая внешняя коррупции создает и потенциально благоприятные условия для относительно быстрых позитивных перемен в России при осуществлении реальных анти-коррупционных реформ на уровне страны в целом, так как является следствием высокого уровня централизации коррупции.