?
Логика как нормативная наука: между биологией и социальной критикой (случай нейроразнообразия)
В статье рассматривается проблема нормы рассуждения и процесс её расширения.
Рассмотрены два источника расширения нормы – социальные движения (на примереВ статье рассматривается проблема нормы рассуждения и процесс её расширения. Автор статьи ставит цель сравнить два источника расширения нормы – социальные движения, носящие эмансипаторный характер (на примере движения за нейроразнообразие), и формальные науки (на примере логики). По мнению автора, социальные движения рискуют излишне расширить норму рассуждения, поскольку сосредоточены на аспектах социального функционирования нейроотличных индивидов, а вопросов рассуждения они касаются только в связи со случаями успешного рассуждения, порой полностью игнорируя наличие устойчивых паттернов неудачных рассуждений. При этом логика, которая традиционно считается наукой, задающей нормы правильного рассуждения, напротив, в случае классического понимания нормативности как однозначного требования подчиняться её канонам, сужает представления о правильном рассуждении. В связи с этим она в конце ХХ в. подверглась жёсткой критике со стороны представителей движения за социальную справедливость, которые в крайних случаях призывали к полному отказу от логики как нормативной теории. Однако сейчас в рамках логической теории происходит постепенный процесс расширения нормы. Этот процесс связан, во-первых, с пересмотром представлений о нормативности логики, во-вторых, с тем, что логики начали предлагать модели рассуждений, носящих явно ошибочный с прагматической точки зрения характер. Для достижения поставленной цели автор решает следующие задачи: во-первых, рассматривает основные идеи нейроразнообразия и диалогический подход к пониманию нормативности логики, во-вторых, рассматривает процесс расширения нормы рассуждения в рамках нейроразнообразия и логики.
движения за нейроразнообразие) и формальные науки в лице логики. Показано, что
социальные движения рискуют расширить норму рассуждения слишком сильно,
поскольку сосредоточены на аспектах социального функционирования нейроотличных
индивидов, а вопросов рассуждения они касаются только в связи со случаями
успешного рассуждения. При этом логика, которая традиционно считается наукой,
задающей нормы правильного рассуждения, напротив, слишком сужает представления
о правильном рассуждении, за что она в конце ХХ в. подверглась жёсткой критике со
стороны феминистского сообщества. Автор статьи определяет для себя целью показать,
что современная логика и философия логики также расширяют представление о норме
рассуждения, однако этот процесс проходит медленнее. Это связано, во-первых, с
пересмотром столкнувшегося со сложностями понятия о нормативности логики, во-
вторых, с тем, что логики начали предлагать модели неправильных рассуждений. Для
достижения поставленной цели автор решает несколько задач – во-первых,
рассматривает основные идеи нейроразнообразия и диалогический подход к
пониманию нормативности логики, во-вторых, рассматривает процесс расширения
нормы рассуждения в рамках нейроразнообразия и логики.