• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 37 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Макеева Л. Б. Философский журнал. 2019. Т. 12. № 1. С. 130-143.

Аналитическая философия как историко-философский феномен

Добавлено: 3 июля 2019
Статья
Стрижак Е. А. Философский журнал. 2017. Т. 10. № 4. С. 156-170.

В статье предпринимается попытка реконструировать проект немецкого историка культуры Аби Варбурга и его последователей в перспективе философской антро- пологии. В качестве основания для подобной постановки вопроса рассматривает- ся группа историко-медицинских текстов последователей ученого. Рассмотренные в их содержательной связи с ключевой для варбургианского «Атласа» установкой на соответствие микрокосмоса и макрокосмоса, они позволяют показать, что про- ект центрируется вокруг антропологической проблематики, понимаемой не в узком смысле, как изучавшееся Варбургом поведение индейцев-пуэбло, но в широком – проблемы субъекта и его проявлений. Экспликация этой проблематики в рамках вар- бургианского проекта осуществляется с опорой на философию символических форм Э. Кассирера и заложенную в ней модель субъекта культуры. В свою очередь, для ее реконструкции и сопоставления с идеями Варбурга автор обращается к учению Кассирера о символическом понятии и лежащему в его основе принципу математи- ческой функции (релятивной структуры). Далее, основываясь на введенных Касси- рером преобразованиях в сфере логики, автор рассматривает онтологию Кассирера, в частности проблема единства. В результате этого сопоставления выявляется, что основной общей характеристикой для варбургианского субъекта и субъекта Кассире- ра становится то, что он всегда задается через соответствующие опосредующие сим- волические структуры: символическую форму и символический образ. Вследствие этого субъект всегда оказывается данным лишь в системе своих проекций, единство которых определяется функционально. Основное различие этих концепций опреде- ляется тем, что для Варбурга наиболее существенной составляющей образа является его аффективная природа, тогда как для Кассирера наиболее «чистой» формой сим- волической активности является познание. 

Добавлено: 12 декабря 2017
Статья
Перцева А. А. Философский журнал. 2016. Т. 9. № 3. С. 77-105.

В центре внимания статьи – теоретические сложности, с которыми связано обращение к теме видимости субъекта в работах таких философов, как Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти. Интерпретируя взгляд другого, описанный Сартром в «Бытии и ничто», как специфическую форму такого рода видимости, предпринимается попытка продемонстрировать «подрывной» потенциал этого описания для дуалистической онтологии Сартра. Анализ фрагмента «Бытия и ничто», описывающего встречу со взглядом другого, ставит под вопрос как минимум две ключевые теоретические оппозиции раннего Сартра – воображение/восприятие и сознание/объект. В результате, хотя в тексте «Бытия и ничто» и находится убедительное описание видимости субъекта, оно остается фактически нетеоретизированным (и, судя по всему, нетеоретизируемым в рамках дуалистической онтологии). Казалось бы, проблема теоретического обоснования непротиворечивости темы видимости субъекта могла бы быть решена Мерло-Понти, усилия которого направлены в первую очередь на поиск общего основания для разного рода оппозиций, которое тем не менее не сводило бы на нет сами эти оппозиции. Однако критика противопоставления воображения и восприятия Сартра у Мерло-Понти, связанная с понятием «плоти» и в конечном итоге с темой обратимости зрения, наталкивается на трудности с предложением убедительного решения второй дихотомии – сознание/объект. Хотя видимость субъекта перестает быть проблемой в «Видимом и невидимом», но в результате критики понятия «пререфлексивное сознание» Сартра определение самой позиции «субъекта», который уже у раннего Сартра был уравнен в статусе с объектом, у Мерло-Понти неоднозначно.

Добавлено: 25 сентября 2017
Статья
Драгалина-Черная Е. Г. Философский журнал. 2016. Т. 9. № 4. С. 147-157.

Выправление имен (чжэн мин) интерпретируется автором статьи как грамматический и логический принцип древнекитайского социального софтвера – системы институтов и ритуалов, регулирующих социальные взаимодействия. С использованием аппарата эволюционной теории игр и игр с коррелированным равновесием осуществляется теоретико-игровая реконструкция принципа чжэн мин.  

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Куюнжич Д. Философский журнал. 2015. Т. 8. № 4. С. 68-79.

 

В 1942 г. М. Хайдеггер провел семинар, посвященный поэме Гёльдерлина «Истр» (греческое название реки Дунай), в 2004 г. вышел фильм «Истр»; в статье оцениваются философские последствия семинара Хайдеггера для онтологии Европы и его топографии, а также влияние этого фильма. Автор занимает критическую позицию в отношении националистических последствий этих двух произведений. В 2001 году автор сделал свой фильм, «Застывшее время, текучие воспоминания» о резне в Нови-Саде в 1942 году, в результате которой погибли 1.400 евреев и сербов. В статье содержатся толкование и цитаты из фильма Истр, дополненные размышлениями о последствиях обоих фильмов для топографии Дуная, онтологии Европы и этики геополитики. Автор следует работе Сэмюэля Вебера, написанной против некоторых националистических последствий семинара Хайдеггера (а также недавно опубликованных «Черных тетрадей»). Статья направлена прежде всего на вопросы изобретения и конструирования национальной и европейской топографии в философии и литературе, написанной «после» Холокоста. 

 

Добавлено: 28 сентября 2017
Статья
Шмелева Е. В. Философский журнал. 2016. № 2. С. 114-126.
В данной статье предпринимается попытка преодолеть идею о конце публичной культуры. Обращаясь к концепции «множества» философа П. Вирно и идее перформативности Э. Фишер-Лихте, автор описывает игровое взаимодействие, построенное на физическом соприсутствии участников, как новую форму публичности, имеющую свои политические импликации. Статья начинается кратким анализом классических представлений о публичности и ее связи с идеей политического Х. Арендт, Ю. Хабермаса и Р. Сеннета. Затем автор обращается к современному теоретику П. Вирно и разбирает понятия «виртуозности» и «индивидуации», которые связаны с новыми формами труда и являются ключевыми с точки зрения политических свойств современного общества, описываемого через понятие «множество». Сравниваются модели старой и новой публичности. В качестве примера новых форм автор рассматривает феномен переноса театрального события в городское пространство. Осуществляется реконструкция возвращения театра в город как с точки зрения театральных процессов, так и с точки зрения урбанистических. По результатам обзора делается вывод о наличии политического измерения в коллективной трансформации повседневных норм через игру. В завершении статьи теоретические положения получают эмпирическое наполнение в виде анализа театрального проекта «Remote-Moscow», в рамках которого участники-зрители перемещаются в городе по заранее неизвестному маршруту и в своих действиях являются частью спектакля.
Добавлено: 18 ноября 2016
Статья
Порус В. Н. Философский журнал. 2019. Т. 12. № 1. С. 104-116.

В статье указывается на двойной смысл термина «философия истории». В одном смысле это построение историософских схем объяснения исторических процессов, в другом – философско-методологический анализ исторического знания, исследова- тельских процессов, характерных для исторической науки. Смешение этих смыслов приводит к недоразумениям, нагнетанию напряженности между историей как на- укой и философией истории. Однако и резкое их противопоставление ведет к анало- гичным нежелательным результатам. Историософия и анализ исторического знания выступают как платформы взаимной критики. Эта критика является необходимым условием решения важнейшей задачи философии истории: участия в формировании исторического сознания современной культуры.

Добавлено: 27 марта 2019
Статья
Бессчетнова Е. В., Кантор В. К. Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 143-159.

Публикуемая беседа, состоявшаяся в библиотеке им. Ф.М. Достоевского в рамках цикла «Реплики», была посвящена обсуждению книги В.К. Кантора «“Срубленное древо жизни”. Судьба Николая Чернышевского». В этой книге впервые предпринята попытка демифологизации жизни и идей одного из крупнейших мыслителей России, пожалуй, с самой трагичной судьбой. Власть подарила ему двадцать лет Сибири вдали не только от книг и интеллектуальной жизни, но вдали от просто развитых и образованных людей. Из реформатора и постепеновца, блистательного мыслителя, сына протоиерея, человека, вернувшего России идеи христианства в обличье современного ему позитивизма, литератора, вызвавшего к жизни в России, по мысли Бахтина, идеологический роман, миф сотворил революционера.

Добавлено: 8 апреля 2018
Статья
Инишев И. Н. Философский журнал. 2014. Т. 13. № 2. С. 121-134.

Статья посвящена проблеме определения и переопределения границ эстетического, ставшей особенно актуальной в последние полтора-два десятилетия в связи с расширением дискурсивного и предметного поля эстетики. В статье отстаивается тезис, согласно которому это расширение «эстетики за пределы эстетики» встроено в логику развития первоначального проекта эстетической теории. В сконфигурированном понятийными средствами эстетическом поле с самого начала была заложена логика эмансипации этого поля от обусловливающих его категориальных рамок. Это логика – под влиянием факторов модерного общества – привела в конечном итоге к изменению «топологии» эстетического: из сферы субъективной оценки и выражения «эстетическое» переместилось в сферу вовлеченных в социальное взаимодействие материальных поверхностей и соответствующих им способов восприятия. В статье, в заключение, рассматриваются теоретические, политические и антропологические импликации этих трансформационных процессов.

Добавлено: 17 апреля 2015
Статья
Князева Е. Н. Философский журнал. 2013. № 1. С. 121-134.

В статье рассматривается феномен инновационной сложности с методологических позиций, которые строятся на современной теории сложных адаптивных систем и концепции энактивного познания (энактивизма) в когнитивной науке и неклассической эпистемологии. Находясь на этих позициях, можно утверждать, что свойства сложной системы и среды, в которую она встроена и в которой она функционирует, взаимно определяют друг друга. Сложность, эмерджентность, активность, инновационный потенциал системы и среды – это обоюдные, строящиеся друг от друга свойства, возникающие в интерактивном взаимодействии. Система определяется средой и создает свою среду, которая, в свою очередь, обратно влияет на систему, конструирует ее. Невозможно инновировать систему, если не изменять среду, не вносить в нее инновации, и наоборот. На языке междисциплинарной области – когнитивной науки – этот феномен их взаимной связи называют сегодня феноменом энактивизма, активного вдействования системы в среду.

Добавлено: 6 ноября 2013
Статья
Парамонов А. А. Философский журнал. 2016. Т. 9. № 3. С. 148-153.

Рассматривается фрагмент из книги Фрэнсиса Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» (“De Dignitate et Augmentis Scientiarum”, 1623), в котором английский философ объясняет придуманный им прием сокрытия тайного текста с использованием двух шифровальных алфавитов. Стратегией сокрытия у Бэкона может выступать не только принцип незаметности присутствия в письме тайного содержания, которому, например, следует его знаменитый метод двухлитерного шифра, но и прямо противоположный, когда средством утаивании выступает явность тайного. Именно последний принцип и лежит в основе приема сокрытия шифра с использованием двух алфавитов. К сожалению, русский перевод фрагмента с изложением этого метода, предлагаемый в академическом издании трудов Фрэнсиса Бэкона (1977), приводит к ошибкам в понимании изобретения Бэкона. В статье дан комментарий к существующему переводу этого фрагмента и предложен другой вариант перевода.

Добавлено: 3 сентября 2016
Статья
Кантор В. К. Философский журнал. 2013. № 2. С. 107-125.

Человек, выходящий, но не вышедший из безличной мифологической структуры, остающийся еще внутри мифологического сознания, не в состоянии найти свою определенность, устойчивость своего бытия. На этой неустойчивости и паразитирует двойник. Двойник прорывается к сути человека, пытается подменить ее, а порой и подменяет. Он существует, строго говоря, в волнах мифологического бытия. Именно такое балансирование на грани мифа и рацио вводит в личностную культуру нового времени тему двойника, актуализирует ее.

Добавлено: 13 декабря 2013
Статья
Малабу К. Философский журнал. 2018. Т. 11. № 1. С. 99-110.
Добавлено: 26 апреля 2018
Статья
Левин С. М. Философский журнал. 2018. Т. 11. № 3. С. 184-187.

Одним из ключевых вопросов, который возникает при рассмотрении нарративного похода, является вопрос о соотношении нарратива и реальности. Во-первых, необходимо определить критерии истинности нарратива, чтобы исключить подмену автобиографии фантастическими историями. Во-вторых, следует выявить онтологический статус героя нарратива и критерии его существования. Автор настоящей статьи утверждает, что нарративный подход подразумевает антиреализм относительно личности, который, как следствие, несовместим с утверждением о ее четырехмерности.

Добавлено: 27 октября 2018
Статья
Рогонян Г. С. Философский журнал. 2018. Т. 11. № 2. С. 22-39.

В статье рассматриваются аргументы, выдвинутые Дональдом Дэвидсоном в защиту непосредственного знания о себе, возможность которого сегодня ставится под сомнение различными версиями современного антииндивидуализма. В частности, радикальные версии экстернализма в философии языка, философии сознания и эпистемологии либо оставляют без внимания проблему обоснования непосредственного знания о своих ментальных состояниях и значениях своих слов, либо дают неудовлетворительные объяснения этому феномену. Поэтому Дэвидсон предложил умеренную версию экстернализма в отношении такого знания. Суть его подхода заключается в том, чтобы рассматривать каузальные факторы, детерминирующие значения слов и ментальные состояния с точки зрения общедоступного интерсубъективного мира. В этом случае учитываются не только в широком смысле анонимные детерминирующие факторы социального и перцептивного порядков, но и собственная деятельность индивида и его отношения с непосредственным окружением. В результате такой умеренно экстерналистский подход к знанию о себе от первого лица удается согласовать с тезисом о нередуцируемости ментальных состояний к словарю естественных наук. Тем не менее, для многих философов преимущества такого подхода по-прежнему остаются неочевидными, а суть предложенных аргументов не до конца понятной или даже игнорирующей поставленную проблему. Поэтому в статье предпринята попытка прояснить аргументы Дэвидсона в контексте различия между проксимальными и дистальными причинами наших убеждений, а также рассмотреть проблему непосредственного знания о себе с точки зрения дистальной теории референции.

Добавлено: 16 июля 2018
Статья
Перцева А. А. Философский журнал. 2017. Т. 10. № 1. С. 116-135.

В статье на материале курсов лекций, прочитанных Мерло-Понти в Сорбонне и в Коллеж де Франс в 1950-е гг., анализируется начало процесса вырабатывания М. Мерло-Понти в полемике с Ж-П. Сартром собственного подхода к теме воображения. Особое внимание уделяется роли опыта Другого в качестве исключения из оппозиции «восприятие/воображение» Сартра. Демонстрируя одновременно эффективность разбора этого опыта у Мерло-Понти для критики теории воображения Сартра и его непоследовательность с точки зрения подхода, практикуемого самим Мерло-Понти, мы прослеживаем траекторию поиска Мерло-Понти собственной теории воображении во всей ее противоречивости: начиная с того, как в определенный момент Мерло-Понти делает необычное для себя исключение для фигуры Другого на фоне восприятия вообще, и заканчивая тем, как в результате толкования Фрейда он отказывается от этой привилегии опыта восприятия Другого, обобщая его специфику до восприятия в принципе. Не ограничиваясь простым описанием этой траектории, в заключение мы предпринимаем попытку провести связь между, с одной стороны, привилегированным положением Другого в ситуации смешения установок восприятия и воображения на первых этапах критики теории воображения Сартра у Мерло-Понти и, с другой стороны, мотивом взгляда вещей в его поздней теории образа.

Добавлено: 25 сентября 2017
Статья
Жилина А. В. Философский журнал. 2017. Т. 10. № 3. С. 93-111.

В статье рассматриваются некоторые современные теории медиа с позиций «техни- ческого априори»: исследователи часто не обращают внимания на сами условия ме- диальности, поэтому анализируют лишь часть возможностей медиа (и далеко не все их возможные «содержания»), тогда как эти возможности имеет смысл анализировать не только из позиций пользователя, но и со стороны «технических устройств» (Ж. Си- мондон). Хотя некоторые теоретики и в последние годы продолжают традицию ка- надского медиа-исследователя М. Маклюэна, в статье предпринимается попытка до- казать, что под понятием «медиа» он имел в виду то, что сегодня следовало бы назвать жанрами, которые отличаются тем, что могут мобильно проецироваться на любые «платформы». Несостоятельность попыток теоретического развития маклюэновских тезисов показывается в связи с теорией ремедиации Болтера и Грузина. В качестве противопоставления рассматривается материалистическая теория В. Флюссера. Далее рассматриваются направления археологии медиа (Хухтамо, Эрнст), которые, несмотря на весь заявленный потенциал, демонстрируют схожесть с более ранними теориями и продолжают принимать медиа в качестве данности. Для демонстрации преимуществ материалистического подхода рассматриваются геология медиа Ю. Парикки и вариан- тология З. Цилински; они дополняются примерами взаимодействия с «техническими устройствами», реализующими дополнительные содержания.

Добавлено: 26 февраля 2018
Статья
Кантор В. К. Философский журнал. 2011. № 2. С. 137-156.

Роман Замятина «Мы» является одним из важнейших сочинений для понимания интеллектуальной и реальной ситуации в ранней Советской России. Это еще и вариация на тему платоновского государства, Многим кажется, что Замятин критикует разумное основание платоновской утопии и «основанную на разуме» большевистскую диктатуру. На взгляд автора, Замятин показывает превращение разума в свою противоположность – иррациональную магическую силу, которая обращает человека в раба, когда призыв к разуму становится заклинанием, с помощью которого управляется общество. Замятин боролся с идеологией, перспективы которой он увидел лучше многих. Дело не в одной России, а в системе насилия, которое организует мир по правилам сумасшедшего дома. И в этом сумасшедшем доме разум лишь один из сумасшедших. Запад тоже пережил нечто подобное, и роман Оруэлла «1984» был написан уже в парадигме замятинского романа.

Добавлено: 26 апреля 2012
Статья
Стрижак Е. А. Философский журнал. 2015. Т. 8. № 4. С. 150-163.

Статья представляет собой обзор немецкоязычных теорий визуальных исследований с целью определить их специфику по национальному и лингвистическому критерию. Для экспликации языковых особенностей проводится этимологический анализ понятия “Bild” (образ), откуда выводится понимание образа как окончательно сформированного продукта (образования), свойственное немецкой традиции в целом, как и более широкое понимание образа, одновременно подразумевающее его ментальную и материальную составляющие. В качестве отправной точки для формирования Bildwissenschaft (науки об образах) берется проект Kulturgeschichte Аби Варбурга, позволивший расширить границы немецкой истории искусства и перенести внимание с произведения искусства на проблемы образа в целом. Далее рассматривается концепция К. Закс-Хомбаха, впервые “обналичившего” термин “Bildwissenschaft”, однако выдвинувшего излишне абстрактную теорию, которая не смогла открыть нового для дисциплины поля исследования, как это сделал Готфрид Бем, предложивший эстетическую концепцию образа, где качественное различие между материальной поверхностью образа и глубиной его содержания концептуализируется посредством понятия “иконического различия”. Также рассматривается антропологическая концепция Х. Бельтинга, отталкивающаяся в объяснении образа от феноменов смерти и культа и расширяющая понятие образа до неделимого синтеза между его ментальной (Image) и материальной составляющими (Body), где главной характеристикой образа становится категория присутствия. Последней вехой в обзоре становится концепция Х. Бредекампа, возвращающегося к немецкому проекту истории искусства как Bildwissenschaft, а вместе с тем, исследующего когнитивные функции образа в научных дискурсах. В итоге заключается, что в отличие от англосаксонских исследований, укорененных в парадигме cultural studies и характеризуемых консистентностью методологических подходов и направленностью на вопросы политического фона, немецкая Bildwissenschft представляет собой сумму гетерогенных преимущественно аполитических дискурсов, объединенных вокруг понятия “Bild” и тех смыслов, что в нем заложены.

 
Добавлено: 2 декабря 2016
Статья
Лифинцева Т. П. Философский журнал. 2009. № 2. С. 39-48.

Статья посвящена одной из ключевых тем творчества выдающегося немецко-американского философа и теолога Пауля Тиллиха (1886-1965) – взаимоотношению философии и теологии. В ХХ веке вопрос о взаимоотношении философии и теологии был поставлен с новой остротой, заставившей вернуться к началам западной цивилизации, заново помыслить её двойную принадлежность к истинному бытию Парменида и Гераклита и открывающему себя Богу Моисея, пророков и Христа. Автор статьи не стремится здесь обсуждать историю вопроса об отношении философии и теологии, который является традиционным для европейской мысли начиная со II века н.э., но в ходе дискурса постарается выяснить, какую именно философскую и теологическую традицию продолжает Тиллих и что нового он привносит в эту традицию.

Добавлено: 7 ноября 2012
1 2