?
Одержимость и экзорцизм в миграционном мусульманском контексте
Статья основана на полевой работе, проведенной в 2017-2020 годах среди мигрантов-мусульман в Москве. В фокусе исследования практики исцеления и изгнания джинов в московском миграционном контексте. Меня интересует как объясняют сами информанты свой недуг, как их религиозная интерпретация своей беды коррелирует с их зачастую позитивистской позицией и медицинскими научными представлениями, в каком мусульманском, социальном, экономическом, культурном и правовом контекстах существуют муллы и их клиенты. Я подхожу к этому действию, как к составной части масштабного процесса по персональной ре-исламизации (или скорее индивидуальной религиозной и в целом экзистенциальной рефлексии), акторами которого оказываются как сам одержимый и мулла, так и родственники пациента, его друзья, релевантное мусульманское окружение, а также Бог и джины. Основная цель данной статьи – рассмотреть через призму традиционных для антропологии понятий (моральность, авторитет и неопределенность) мусульманский экзорцизм в миграционном контексте.