• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Православие и либерализм в российской политике.

я. В России, в отличие от других современных православных европейских стран, никогда не было сочетания борьбы за церковную автокефалию со становлением политического плюрализма, что объективно сближало Церковь и либералов. Особенностью российского либерализма является его поздний, а следовательно, «догоняющий» характер. В XIX в. либерализм уже не нуждался в религиозной санкции, апелляция к Священному Писанию выглядела архаичной. Не меньшее значение имеет и такая российская черта, как расхождение светской и духовной традиций. После появления в России дуалистической монархии (1906—1917 гг.) религиозная тематика перестала табуироваться, но христианского либерализма как влиятельного течения так и не сложилось. Попытки соединения либеральной и христианской идей в дореволюционной российской политике сталкивались с целым рядом проблем. Практические результаты были невелики либо из-за электоральной невостребованности, либо вследствие блокирования конкретных инициатив на государственном и церковном уровнях. Продвижение либеральных ценностей противоречило православной ортодоксии, а главная целевая электоральная группа — низшее духовенство — находилась в сильной зависимости от священноначалия. В постсоветской России, в противовес странам Центральной Европы, возрождения христианской политики, в том числе в ее либеральном варианте, не произошло. Все подобные проекты так и остались маргинальными. Епископат ориентирован на сотрудничество с властью, а среди верующих поддержка либеральных идей невелика. В будущем возможно постепенное усиление либеральных тенденций внутри Церкви, но российский вариант христианской демократии по-прежнему маловероятен