• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трудно или легко быть общественно активным человеком во время пандемии?

В статье рассматриваются факторы, воздействующие на отношение к общественно активным людям. На эмпирической базе данных количественного и качественного исследований (апрель— май 2020 г.), осуществленных в период режима самоизоляции, введенного в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, раскрывается взаимосвязь между оценкой возможности быть общественно активным человеком и составляющими человеческого капитала: уровнем образования, профессиональным статусом, материальным положением. Продемонстрировано, что оценка также соотносится с показателями социального и человеческого капитала. Положительный взгляд на возможность быть общественно активным человеком разделяют люди, демонстрирующие высокий уровень межличностного доверия, ответственность за происходящее вокруг, уверенность в том, что уровень доверия в стране за последний месяц увеличился, возросла готовность к взаимопомощи и волонтерство в России развито достаточно хорошо, чтобы справиться с пандемией коронавируса. С оптимизмом воспринимают общественно активную деятельность молодежь и люди, ощущающие себя счастливыми. Напротив, представители старших возрастных групп и те, кто обладает сравнительно низкими показателями человеческого и социального капитала, в том числе внешним локус-контролем, полагающие, что готовность помогать в стране уменьшилась и волонтерство пока развито плохо, считают, что быть общественно активным человеком трудно. Новизна исследования связана с тем, что оно выявило амбивалентное отношение россиян к общественно активным людям. С одной стороны, большинство в период пандемии полагало, что общество одобрительно относится к активным людям. С другой — россияне считают, что быть общественно активным трудно, и высказывают негативные стереотипы, подозревают активистов в амбициозности и корысти. Данные свидетельствуют, что это связано с рассогласованием между тиражируемыми целями общественной деятельности и скептицизмом респондентов относительно ее мотивов. Поэтому восприятие общественно активных людей зависит от того, насколько убедительно представлены общественному мнению их мотивация и позитивные результаты деятельности.