• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Конец бюрократии? Новые организационные формы, социальные сети и миллениалы

Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 3. С. 158-169.

В последние годы мы активно наблюдаем, как стартапы Кремниевой доли- ны становятся ведущими корпорациями мира. Они транслируют отказ от привычного контроля за деятельностью сотрудников, не следят за тем, во сколько те приходят на работу или во что они одеты, делегируют права принятия решений работникам и внимательно относятся к их мнению. Но что же происходит за закрытыми дверями этих, казалось бы, постмодер- нистских компаний, пропагандирующих подобную открытость и отказ от иерархии и бюрократических правил? Как и кем осуществляется контроль? Книга Кэтрин Турко (2016) приоткрывает завесу тайн и показывает, как в реальности устроены корпоративная коммуникация, культура и контроль в компании, управляемой миллениалами, взрослевшими вместе с социаль- ными сетями. Проведённое этнографическое исследование позволило ав- тору книги подробно описать, как выстраивается новая организационная форма — «разговорная фирма» (conversational firm), где кросс-иерархичная коммуникация является центральным механизмом для решения бизнес-за- дач. При этом важным выводом К. Турко становится то, что в подобных фирмах отказ от иерархии в коммуникации не ведёт к созданию «горизон-тальной» организации. Некоторые бюрократические практики неизменно адаптируются даже предельно «открытыми» и «прозрачными» компани- ями. Во многом это становится возможным благодаря тому, что сотруд- ники-миллениалы сами отказываются от части делегируемых им прав, понимая, что стабильная централизованная система принятия решений лишь поддержит свободное использование ими права голоса.