• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию

Альтернативные формы получения образования становятся все более востребованными и популярными в мире. Одной из основных таких форм является семейное образование - получение образования вне государственной системы образования, чаще всего в семьях. При этом семейное образование как институт вызывает большие споры в связи с имплицитным отказом родителей, выбирающих семейное образование, от школьного образования. Иными словами, родители фактически заявляют о том, что государственная система образования не может обеспечить реализацию образовательных потребностей, существующих у семьи. Количество стран, запрещающих семейное образование, невелико, а свобода выбора формы получения образования закреплена в большинстве национальных законодательств. Существует острое противоречие между государственной образовательной политикой, предполагающей в большинстве случаев всеобщее школьное образование, и сторонниками семейных и других альтернативных форм образования, отказывающих государству в вовлечении своих детей в общую систему. Опыт национальных практик регулирования семейного образования показывает, как разные страны реагируют на данное противоречие в собственном политико-правовом контексте. Авторы исследования проводят сравнительный анализ национальных законодательств Австралии, Австрии, Великобритании, Израиля, России и США, регламентирующих семейную форму получения образования, а также анализируют материалы международных организаций и открытые источники, содержащие экспертные оценки об уровне развития семейного образования в указанных странах, в целях выявления лучших и худших практик регулирования семейного образования, сравнения способов реагирования государств на противоречия, которые ставит семейное образование перед их системой образования, а также понимания места России в международном контексте правового регулирования семейного образования.