• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 56 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лошкарева М. Е., Долкова Е. А. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 4. С. 577-583.

Статья посвящена анализу статутов «An Acte for Lawes and Justice to be ministered in Wales in like fourme as it is in this Realm» (Act of Union 1535 г.) и «An Acte for certaine Ordinaunces in the Kinges Majesties Domynion and Principalitie of Wales» (1542 г.), которые завершили процесс инкорпорации Уэльса в Английское королевство, включив его в английскую административную, правовую и судебную системы. Эти акты рассматриваются как часть последовательной колониальной политики Англии и процесса государственного строительства эпохи Тюдоров.  В   статье анализируются основные причины и предпосылки принятия этих актов, а также этапы подготовки Уэльса к инкорпорации. В качестве основных изменений, внесенных Act of Union 1535, выделяются: упразднение привилегий Лордов Марки, новое административное деление Уэльса, отмена валлийского обычая наследования земли, создание парламентского представительства Уэльса и закрепление обязательного использования английского языка чиновниками и судьями. Последующим актом 1542 г. была создана отдельная система судов, в результате чего в Уэльсе появились определенные элементы самоуправления.

Добавлено: 4 февраля 2016
Статья
Churakov V. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. No. 6. P. 24-29.

Статья посвящена исследованию регионального законодательства в области оценки регулирующего воздействия (ОРВ). ОРВ является важнейшим инструментом, используемым для оценки эффективности права, позволяет провести объективную оценку принимаемого регулирования в области предпринимательской и иной экономической деятельности. Федеральное государственное устройство Российской Федерации предполагает необходимость учета регионального опыта для последующего развития оценки регулирующего воздействия.

Существуют значительные различия в региональных актах в анализируемой области: форма акта, правотворческий орган, требования к проведению ОРВ, взаимодействие с органами местного самоуправления, сроки, отчетная документация и др. Таким образом, исследование регионального законодательства поспособствует гармонизации актов субъектов Российской Федерации.

В статье анализируется региональное законодательство в области оценки регулирующего воздействия по следующим критериям: формальное описание нормативного правового акта; модели ОРВ; степень регулирующего воздействия регулирования; стадии ОРВ; лица, которые уведомляются о проведении ОРВ; содержание сводных отчетов; сроки ОРВ; состав ежегодной отчетной документации.

По итогам анализа сделаны выводы, касающиеся дальнейшего совершенствования регионального законодательства в сфере оценки регулирующего воздействия. Полученные результаты могут быть использованы для изучения иных аспектов ОРВ, включая правоприменительную практику и историю развития данного института.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Фокин Е. А., Гаджиев Х. И. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 1.

Обзор монографий: 

Ковлер А.И. Европейская Конвенция в международной системе защиты прав человека: монография / М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА-М, 2019. 304 с.

Ковлер А.И. Европейская Конвенция: проблемы толкования и имплементации: монография / М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА-М, 2019. 400 с.

Добавлено: 26 декабря 2018
Статья
Михеева И. В., Логинова А. С. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 1(74). С. 69-74.

Национальное достояние каждого государства, куда входят и культурные ценности, трепетно охраняется национальным законодательством. Между тем существует различие в подходах к определению культурных ценностей в нормативных актах стран – участниц ЕАЭС, что усугубляется и неоднозначностью толкования некоторых положений межгосударственных актов. Это увеличивает риски утери предметов культурного наследия и ослабляет таможенный контроль в ходе перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.

В статье с помощью сравнительно-правового и формально-юридического методов предпринята попытка проанализировать «культурное» законодательство всех стран – участниц ЕАЭС в контексте выявления особенностей определения культурных ценностей, подпадающих под ограничительный правовой режим. Внимание обращается на отсутствие унификации в законодательном регулировании перемещения культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС. Делается вывод о необходимости внести терминологическое единообразие в национальные нормативные формулировки, определяющие культурные ценности, с доработкой и систематизацией уже существующих в ЕАЭС перечней этих объектов. Для этого обязательным является соблюдение принципов юридической техники: краткость законодательных дефиниций, четкость формулировок, недопустимость несовпадения определений одного понятия в разных нормативных актах в рамках одной национальной системы законодательства. Также выдвигается предположение, что с учетом технико-юридических нюансов определения культурных ценностей те из них, которые подпадают под ограничительный режим перемещения  через таможенную границу, можно сгруппировать в едином перечне, согласованном и утвержденном межгосударственным актом ЕАЭС вне рамок «Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами».

Добавлено: 27 марта 2019
Статья
Фокин Е. А. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 2.

Статья продолжает серию научно-аналитических исследований, посвященных обзору заключений Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) по вопросам судебной власти и реформ. Настоящий обзор подготовлен по итогам 115-й и 116-й Пленарных сессий Венецианской комиссии, прошедших, соответственно, в октябре и декабре 2018 года. Вниманию читателя предлагаются экспертные позиции Венецианской комиссии относительно судебных реформ в Румынии, Грузии, Казахстане и на Мальте.

Так,  преобразования судебной системы в Румынии проходят на фоне борьбы с коррупцией. Коррупционные проявления стали предлогом для ряда спорных законодательных решений, в числе которых усиление контроля за судьями и расширение механизма их ответственности. Венецианская комиссия пришла к однозначному выводу, что в результате проводимых преобразований создается угроза независимости судей.

В Казахстане проходит реформа органов судейского сообщества, в частности проходит перераспределение полномочий между Верховным судом и Высшим судебным советом. В целом позитивно оценивая проводимые преобразования, Венецианская комиссия все же внесла ряд рекомендаций относительно укрепления независимости  судей.

Реформа органов судейского сообщества проходит и в Грузии. Значительных замечаний у Венецианской комиссии предлагаемые изменения не вызвали, а изложенные в Заключении рекомендации касались необходимости уточнения понятийного аппарата.

Предметом внимания Венецианской комиссии стала и судебная власть Мальты. В целом позитивно оценивая развивающиеся институты правосудия, Комиссия настоятельно рекомендовала снизить остающийся чрезмерно высоким уровень влияния мальтийского Премьер-министра.

Добавлено: 19 марта 2019
Статья
Черепанова Е. В., Дымберова Э. Д., Шиндяпина Е. Д. и др. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 1. С. 74-84.

В статье дан обзор конференции на тему «Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: проблемы и способы их решения», которая состоялась 13 февраля 2013 г. в г. Казань.

Добавлено: 5 декабря 2013
Статья
Касаткина А. С. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 5. С. 44-48.

В современном обществе, характеризуемом большим разнообразием экономических отношений, несложно представить ситуацию, при которой институты, предусмотренные одной правовой системой, не совпадают с принятыми в другой, и в то же время  используются ее субъектами. Как видно, из анализа зарубежного законодательства, все большее развитие среди  привычных организационно правовых форм юридических лиц получают трасты. И на это существуют определенные причины. Траст – это особый институт, который предоставляет необычайно гибкий механизм управления имуществом, при котором есть возможность сохранить индивидуалистическое начало. На сегодняшний день траст становится одним из самых привлекательных инвестиционных механизмов, и поэтому многие ученые, политики и экономисты обращают на него все больше внимание. В этой связи предлагается рассмотреть положения Гаагской конвенции о праве, применимом к трастам, как компромиссному варианту между двумя правовыми системами, ратификация которой позволяет странам романо-германского права вводить в свое законодательство данный институт. Представляется, что  анализ основных характеристик траста имеет актуальность и для нашей страны, поскольку, так или иначе, нашему законодателю также придется решить вопрос о допустимости траста в отечественном законодательстве.   

Добавлено: 29 октября 2016
Статья
Медведев И. Р. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. № 2. С. 46-50.
Добавлено: 9 ноября 2016
Статья
Фокин Е. А., Гаджиев Х. И. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 4. С. 188-191.

Настоящая статья подготовлена в форме краткого эссе и приурочена к юбилею доктора юридических наук, профессора, судьи Европейского Суда по правам человека (1999-2012) Анатолия Ивановича Ковлера. В работе приводится краткий обзор фундаментальных работ профессора – «Антропология права» (2002 г.) и «Исторические формы демократии» (1990). Значительное внимание уделяется работе Анатолия Ивановича в важнейшем органе правосудия, в том числе иллюстрируются его принципиальные взгляды и позиции, выраженные как в научных статьях, так и в судебных актах ЕСПЧ (в том числе в особых мнениях). В завершении статьи кратко рассказывается о современном этапе работы Анатолия Ивановича в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Добавлено: 3 июля 2018
Статья
Богдановская И. Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 3 (52). С. 405-414.

Страны «общего права», традиционно рассматриваемые как страны прецедентного права, в насто- ящее время отличаются ростом удельного веса законов (статутов). Данный процесс актуализирует проблему эффективности законотворческого процесса. В статье отмечается, что в зарубежной правовой науке сформи- ровалось такое направление, как легистика, направленное на разработку теории законодательства и критериев его эффективности. В статье анализируются особенности законотворческого процесса в странах «общего пра- ва». Несмотря на принадлежность к одной правовой семье, указанные страны различаются по форме правления, что дает возможность проследить общее и особенное в законотворческом процессe в парламентской монархии и президентской республике, особенности взаимодействия правительства и парламента в законотворческом процессе в данных формах правления. Отмечается высокая степень централизации законотворческого процесса в Великобритании и в странах, воспринявших британские традиции. В таких странах роль лоббизма неизбеж- но отличается от роли и форм лоббизма в США. Особое место в законотворческом процессе занимает стадия рассмотрения проектов в парламенте. В статье анализируется соотношение стадий законодательного про- цесса, голосование депутатов в зависимости от партийной дисциплины. Делается вывод о различиях моделей рассмотрения биллей в законодательных органах в зависимости от формы правления и их эволюции. Принцип парламентского верховенства, воспринятый в странах «общего права» с парламентской формой правления, об- условил большую роль законодательного органа в законотворческом процессе, в то время как в США – стране с президентской формой правления роль законодательного органа менее активна. Вместе с тем, как показывает практика, обе модели стали развиваться в противоположных от изначальных направлениях. Жесткий принцип разделения властей способствовал укреплению позиций законодательного органа, в то время как в странах с парламентской формой правления роль парламента снизилась. Сочетание нормативистского и социологического подхода дает возможность автору комплексно проанализировать законотворческий процесс, раскрыть соот- ношение законодательно установленной модели и социального содержания, выяснить, насколько такая модель способна эффективно регулировать социальные интересы, складывающиеся вокруг законопроекта. 

Добавлено: 23 октября 2015
Статья
Андреева Г. Н. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 1(26). С. 100-115.
Добавлено: 13 сентября 2011
Статья
Логинова А. С., Синицына М. А. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. Т. 3. № 2. С. 71-75.

В настоящее время внешнеэкономические сделки играют важную роль в мирохозяйственных связях. Грамотное составление и успешная реализация внешнеторговых контрактов положительно сказывается на экономической ситуации тех или иных стран мира. При осуществлении внешнеэкономической деятельности у субъектов возникают трудности, избежать которые возможно, используя правила Инкотермс 2010 во внешнеторговых контрактах. Несмотря на то, что правила Инкотермс характеризуются удобством и практичностью в использовании, в практике применения существует ряд проблем.

Целью исследования является изучение особенностей применения правил Инкотермс 2010, оказывающих значительное влияние на международную торговлю и  экономическую ситуацию отдельных государств.

В исследовании применялись всеобщие методы познания: системный и диалектический; общенаучные методы индукции и дедукции, приемы анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному и др.; специальный методы формально-экономический и сравнительно-экономический.

По итогам анализа правил Инкотермс 2010  выявлены основные сходства и отличия от Инкотермс 2000 г.  Кроме того, определены особенности, возникающие в связи с использованием правил Инкотермс 2010 и произведена оценка их влияния на внешнеэкономическую деятельность государств. В заключение говорится о том, что правила Инкотермс 2010 являются одним из наиболее качественных регуляторов внешнеэкономических сделок, который тем не менее не лишен особенностей и недоработок.

Добавлено: 18 марта 2017
Статья
Черепанова Е. В. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 2. С. 93-97.

В статье анализируются виды, источники информации и процедуры ее использования в процессе правового мониторинга в России и Республике Казахстан. По результатам исследования сделан вывод о том, что к настоящему времени в обозначенных государствах не урегулированы процедуры сбора, анализа и оценки указанной информации. В этой связи предлагается ряд рекомендаций по указанному направлению.

Добавлено: 17 октября 2014
Статья
Тихомиров Ю. А. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 6. С. 1000-1005.

В статье рассматриваются основные свойства и характеристики конституционных моделей государств, в числе которых концепции, нормативные характеристики и общие свойства того или иного государства. Автором обосновывается положение о том, что конституционные модели государств пронизаны духом и смыслом той или иной идеологии и той политики, которую проводит государство. С этой точки зрения выделяются несколько моделей: модели светского государства и модели религиозного государства, марксистская теория права, модель либерально-демократического государства, модель авторитарного государства, модели государств разных континентов. 

Добавлено: 21 июня 2014
Статья
Баренбойм П., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2005. № 2. С. 3.

Конституционная экономика — научно-практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также взаимоотношения проблем применения Конституции со структурой и функционированием экономики.

Задачи конституционной экономики в России на ближайшие годы могут быть сформулированы следующим образом:   

   Философско-правовое осмысление категории «правовое государство» с учетом выполняемых публичной властью функций в экономической сфере. Изменение содержания и способов государственного регулирования экономических отношений в условиях экономической (финансовой) глобализации.

   Осмысление положения Преамбулы Конституции РФ об «осознании многонациональным народом России себя частью мирового сообщества» в экономическом и юридическом смысле.     Определение того, что есть «общее благо» как экономическая цель современного государства. Сущность и назначение государственного сектора экономики и государственных финансов. Какие цели и задачи должны реализовываться государством, опираясь на данный сектор экономики.     Выявление системы конституционных принципов, используемых для правового регулирования экономических отношений, а также тех представлений о них, которые сформировались в правоприменительной практике в виде правовых позиций высших судов.     Изучение проблем имущественной ответственности государства перед предпринимателями за принимаемые управленческие решения (ответственность регистрирующих органов; органов, регулирующих финансовые рынки, и т. д.).     Пределы возмещения государством потерь собственников при принудительном отчуждении имущества для государственных нужд и конституционно-правовая оценка того, какие из них действительно являются государственными.     Построение теоретической (идеальной) конструкционно-правовой модели взаимоотношений публичной власти и бизнеса в Российской Федерации. Решение при этом таких практических вопросов, как экономическое обоснование налогов, нормативное содержание принципа добросовестности в сфере гражданского права и в сфере налогообложения. Применение методов конституционной экономики для определения границ допустимой (законной) налоговой оптимизации".  

Добавлено: 9 мая 2013
Статья
Курбатов И. А. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013.

В статье показывается, что планирование как средство государственного регулирования экономики закреплено в  конституциях многих государств с рыночной экономикой. Пример этих государств доказывает, что социально ориентированная экономика требует конституционного регулирования вопросов планирования. Соответственно делается вывод, что социально ориентированный характер экономики России, федеративное устройство российского государства и наличие в нем местного самоуправления, вне зависимости от признания планирования конституционным принципом, требует расширения конституционного регулирования вопросов планирования. Конституционное регулирование вопросов планирования должно, прежде всего, выражаться в конституционной установке на принятие специальных актов планирования различных уровней. Предметом данной статьи является изучение института конституционного регулирования планирования экономики с целью показать важность экономического планирования в сфере экономики методом анализа, накопленного отечественного и зарубежного опыта в сфере государственного регулирования экономики. Результат статьи заключается в демонстрации места института регулирования экономики в Российской Федерации и в других государствах. Сфера применения результатов данной работы находится в пределах конституционного права, так как именно государство должно определять ключевые направления развития экономики на законодательном уровне. Вывод заключаются в том, что на сегодняшний день конституционное регулирование планирования экономики является важным институтом государственной деятельности зарубежом, в России социально ориентированный характер экономики, федеративное устройство российского государства и наличие в нем местного самоуправления, вне зависимости от признания планирования конституционным принципом, требуют расширения конституционного регулирования вопросов планирования.

Добавлено: 11 декабря 2013
Статья
Кашанин А. В. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2007. № 1(8).
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Юмашев Ю. М., Постникова Е. В. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. Т. 65. № 4. С. 93-98.

Статья посвящена международно-правовым аспектам авторского права Германии (АПГ). С этой целью прежде всего анализируются международные конвенции по авторскому праву, в частности Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений в редакции Парижского акта 1971 г., Конвенция о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г., Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Договор о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. Проводится анализ права Европейского Союза в сфере авторского права с точки зрения его соотношения с правом государств — членов ЕС и дается оценка его эволюции. Подчеркивается, что сам факт возникновения авторства определяется на основании национального законодательства государств-членов. Отдельное внимание уделяется рассмотрению сферы действия принципа исчерпанных прав. Затрагивается также аспект международного частного права. Рассматривается правовое регулирование Интернета, включая деятельность интернет-провайдеров, и его влияние на формирование АПГ. Поднимается проблема борьбы с интернет-пиратством, ведь часто нарушения авторского права имеют место в отношении произведений, публикуемых в Интернете онлайн. Авторами выявлено, какие были внесены изменения в АПГ для соответствия праву ЕС (включая акты вторичного права и практику Суда ЕС). Результатом проведенного исследования является, в частности, вывод, что следует разрабатывать специальные правовые механизмы для регулирования новых форм реализации произведений, появившихся в результате технического прогресса, и в ближайшем будущем Интернет, несомненно, будет формировать пути дальнейшего развития АПГ. Однако этот процесс может отрицательно сказаться на ведущей роли автора как творческой личности.

Добавлено: 14 января 2018
Статья
Кичигин Н. В. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 3. С. 114-120.
Добавлено: 18 января 2012
Статья
Кашанин А. В. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 6. С. 45-61.

Целью работы является анализ механизма разграничения охраноспособного и общедоступного (механизма демаркации), используемого в системе копирайт США. При этом в работе сделан акцент не столько на описании самих по себе юридических средств, сколько на логике их взаимодействия друг с другом. На основе проведенного анализа сформулированы выводы о ряде тенденций и закономерностей, в том числе о факторах, определяющих развитие механизма демаркации, о корреляциях между элементами системы копирайт, а также о движении механизма демаркации к формализации, инструментализации и негативизации.

Добавлено: 17 ноября 2012
Статья
Гетьман-Павлова И. В. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 5 (60). С. 64-72.

В статье предпринята попытка восстановить в научном обороте «незаслуженно забытые» в современной доктрине международного частного права имена представителей школы бельгийского реализма XVI века Николя Эверара, Питера Пекиуса и Иоанна а Зандэ. Эти ученые предвосхитили классическую голландскую доктрину «международной вежливости», по сей день лежащую в основе англо-американского подхода к регулированию международных частных отношений. Теория бельгийского реализма, впервые сформулированная в работах Эверара, Пекиуса и Зандэ, сформировалась в рамках теории статутов – единственной в течение 500 лет доктрине международного частного права. В теории статутов бельгийский реализм является ее отдельным направлением, положившим начало строго территориальной концепции разрешения конфликтов разнонациональных законов. Однако в современной литературе имена основателей данного направления практически неизвестны, хотя их труды оказали самое серьезное влияние на судебную практику и доктрину того времени. В статье сделан вывод, что Эверар, Пекиус и Зандэ сформулировали коллизионные привязки, воспринятые современным законодательством; их исследования послужили основой для зарождения доктрины международной вежливости, воспринятой современным международным частным правом.

Добавлено: 3 марта 2017