• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Методы машинного обучения в социологическом исследовании: предсказание частичного неответа с использованием наивного байесовского классификатора

Пропущенные данные в социологических исследованиях могут быть связаны с различными причинами, и в данной статье рассматриваются те из них, что появляются в результате незнания, нежелания или затруднения с поиском ответа на отдельные вопросы анкеты у респондента, — частичные неответы (item nonresponse). Остро стоит вопрос о предсказании частичных неответов, решение которого позволило бы сократить вероятность появления пропусков в собираемых данных.

В статье показано, как возникновение частичного неответа можно прогнозировать с помощью современных методов текст-майнинга и машинного обучения на примере данных Европейского социального исследования (European Social Survey) по Великобритании. Для решения поставленной задачи использовался метод наивного байесовского классификатора (Naive Bayes Classifier) — популярный метод предсказания класса зависимой переменной на основе текстовых данных. С опорой на научную литературу показываем, как работает этот метод. Мы подготовили базу данных, объединяющую полные формулировки вопросов, ответов, инструкций и результатов опросов исследования European Social Survey по Великобритании. Нами показано, как отдельные модели для предсказания появления частичных неответов были обучены с помощью метода наивного байесовского классификатора на основе частот слов и метрики важности слов TF—IDF, процессу расчета которых мы также приводим подробное описание. Каждая из моделей предсказания частичного неответа оценивалась нами с точки зрения частоты возникновения ошибок при получении прогнозов с их помощью. Мы получили списки слов, наличие в вопросах которых статистически чаще сопровождается или не сопровождается частичными неответами. Наши результаты показали, что респонденты менее охотно отвечают на сенситивные вопросы, а некоторые слова, имеющие отношение к процедуре получения ответа на вопрос, статистически чаще пропускаются респондентами.