• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований

Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194.

 Обзор результатов научных исследований влияния пандемии COVID-19 на системы образования и их реакции на карантинный режим деятельности осуществлен в сопоставлении с данными международных организаций, непрерывно осуществляющих мониторинги систем образования. Международные организации констатируют нарушение традиционного протекания образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения в условиях пандемии. В научных исследованиях анализируются доступность онлайн-образования, альтернативные средства дистанционного обучения, а также влияние пандемии на состояние университетов: финансовые трудности, ограничивающие возможности нового строительства, оказания социальной помощи студентам и выделения стипендий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, организации исследований. Условия пандемии обострили внимание к теме неравенства в образовании, усилившегося с вынужденным переходом на онлайн-обучение. В частности, исследователи анализируют положение наиболее уязвимых групп учащихся, таких как дети из семей с низкими доходами, из семей мигрантов, а также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее мощный поток исследовательских работ среди обусловленных «пандемической реальностью» составляют проекты, направленные на изучение цифровизации образования. В ряде публикаций обсуждается не просто переход на дистанционные цифровые технологии, а реальный технологический поворот, позволяющий использовать уникальные возможности цифровых технологий, что особенно важно при обучении студентов медицинских специальностей.

Отличительной особенностью научного дискурса в сравнении с дискурсом международных экспертных и аналитических документов о проблемах образования в условиях пандемии COVID-19 являются теоретические поиски. Изучение произошедших изменений образовательного процесса позволяет реконструировать прямые и косвенные, а также латентные угрозы пандемии.