• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Я: конфигурации артефакта

Впервые обсуждается вопрос о Я как искусственно􏰀естественном образовании («артефакте»), имею􏰀 щем проблемный семиотический статус. Охарактеризованы два способа семиотической трактовки Я. В первом случае Я обнаруживает в себе черты «знаковых аномалий»; таковы фигуры невозможного, зна􏰀 ки􏰀эскизы (бесконечный регресс), знаки, подменяющие обозначаемое (логические круги); рассмотрены некоторые формы дезадаптаций личности как следствие знаковых аномалий в осмыслении собственно􏰀 го Я. Во втором случае — Я конфигурировано реальными знаками, образующими архитектонику Я в ди􏰀 намике его становления. Вводится представление о «знаке себя», ближайшим примером которого явля􏰀 ется «ощущение» (последнее раскрывается в терминах самопричинности сущего — материальной, фор􏰀 мальной, действенной и целевой «причины себя»); в этом контексте вводится представление о соощуще􏰀 ниях и среди них особо подчеркнуто значение «дейксисов» (персональных местоимений), играющих важную роль в определении Я. «Знаки себя» вместе с другими понятиями семиотики Я («знаки􏰀индек􏰀 сы», «знаки􏰀символы», «внезнаковое») образуют основу Я в многообразии его форм. Описаны четыре преемственных формы Я: Номенальное Я («Я􏰀имя»), Феноменальное Я («Моё»), Когитальное Я («Я сам»), Трансгрессивное Я («Свое другое Я»), в целом образующие круг Ноуменального (истинно сущего, совершенного) Я. Намечены гипотетические механизмы «участности» Я в бытии — контуры «психофизики Я».