• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Внешкольная деятельность земств по преодолению рецидивов безграмотности (на материалах Пермской губернии)

В статье на примере Пермского земства рассматривается роль внешкольной деятельности земских учреждений по преодолению рецидивов безграмотности – утраты навыков грамотности и возобновления или возвращения состояния неграмотности. Одними из первых обратили внимание на эту проблему сами земские деятели, которые были тесно связаны с организацией народного образования. На основе анализа материалов земского делопроизводства – журналов Пермского губернского земского собрания и докладов управы – и периодической печати выделено два основных направления деятельности земских учреждений в этой области – организация мероприятий по закреплению, поддержанию и совершенствованию навыков грамотности и создание инфраструктуры, позволяющей преодолевать и предотвращать рецидивы безграмотности. Напрямую на решение этой задачи была направлена деятельность Пермского земства по устройству воскресных, повторительных и других видов занятий, библиотек, народных чтений. Именно обучение в воскресных школах, повторительно-дополнительных классах и участие в соответствующих мероприятиях способствовало поддержанию, и даже повышению, имеющегося уровня грамотности, а также предотвращению рецидивов безграмотности. Инфраструктуру составляли собственно организационные мероприятия и формы деятельности земских учреждений по внешкольному образованию, соответствующие институции, которые в начале XX в. еще только формировались, специалисты – «внешкольники», необходимость которых отмечалась земскими деятелями, и материальные объекты. В исследовании показано, что, несмотря на невысокие результаты в ряде направлений, в целом деятельность земских учреждений по предотвращению и преодолению рецидивов безграмотности была определенным шагом, направленным на решение важных социокультурных проблем и имела существенное значение для развития внешкольного образования в рассматриваемый исторический период.