• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Добродетель vs победа: Завершение троянского похода и загадка трех огней в трагедии Эсхила «Агамемнон»

Человек.RU. 2019. № 14. С. 119-136.
Пичугина В. К., Можайский А. Ю.

Трагедия Эсхила «Агамемнон» является оригинальной поэтической версией возвращения микенского царя Агамемнона в Аргос после десятилетнего троянского похода. Эсхил обращается к событиям, которые развернулись после того как в Аргосе увидели пламя сигнального костра, означающего, что Троя пала и, вероятно, Агамемнон скоро возвратится в Аргос вместе со своей армией. Это пламя своеобразным образом «зажигает» еще три огня, которые уже не связаны с военной коммуникацией. Это огни алтарей, которые зажигает Клитемнестра, огонь домашнего очага, к которому стремится Агамемнон, и огонь пророчеств Кассандры. Эти три огня образуют цепочку наставлений, объединившую главных героев трагедии в своеобразный «родительский треугольник», где перед каждым некогда стоял выбор между добродетелью и победой, затрагивающий их детей. Эта цепочка выстроена Эсхилом для того, чтобы показать особенности механизма научения через страдание, который используют бессмертные по отношению к смертным. Повторяя за богами, герои Эсхила угрожают друг другу такого рода научением и боятся попасть в положение ребенка, блуждающего между знанием и незнанием. Это находит отражение не только в текстовой традиции, но и в материальной культуре, в которой существуют разные изображения Агамемнона-победителя.