• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Психодинамический подход к организационному развитию

Несмотря на повышение внимания экономической и управленческой теории к теме эмоций и влияния эмоций на поведение индивида в организации и экономике в це- лом, роль эмоций как фактора, вмешивающегося в рациональность, остается ско- рее недооцененной, а попытки вписать эмоции в парадигму управления сводятся к желанию контроля, управления и устранения и, в целом, минимизации «человече- ского фактора».

Данная статья рассматривает ключевые концепции психодинамического подхода к пониманию организационной действительности, где организация представля- ется психосоциальной системой. В рамках такого подхода проясняются и обрета- ют смысл и значение иррациональные феномены в динамике организационного по- ведения, которые не могут быть иначе расшифрованы и изменены.

Организации как психосоциальные системы неизбежно провоцируют тревогу у чле- нов организации, но одновременно и предлагают способы справиться с ней (орга- низационные защитные механизмы), которые часто институализируются в фор- ме организационной структуры, норм и практик, и культуры. Таким образом, эти ключевые переменные управленческих усилий предстают не только как объекты управления, но и как симптомы организации как эмоциональной системы. Без рас- шифровки значения этих симптомов их действенное и эффективное изменение за- трудняется и принимает форму одинарной петли обучения. Рефлексивная способ- ность руководителя и организации становится ключевым фактором для организа- ционного развития в формате двойной и тройной петли обучения.