• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1)

В центре внимания автора – новые практики самоорганизации и peer-to- peer (P2P) кооперации потребителей в рамках интернет-сообществ: от бесплатной передачи незнакомым людям и/или получения от них излишних продуктов питания и вещей до совместного потребления благ на основе временного доступа (P2P онлайн аренда вещей, жилья во время путешествий, карпулинг). Эти практики осмысливаются в контексте изменения качественных характеристик и роли гражданского общества (ГО) в цифровую эпоху. С этой целью в теоретико-методологической части (статья 1) рассматривается феномен усиления власти потребителей (consumer power) в цифровую эпоху, его факторы, барьеры и риски. Предлагается гипотетическое представление о характере соприкосновения интернет-технологий и офлайн ГО и усилении на этой основе социально-экономической роли ГО за счет развития онлайн Р2Р практик потребителей. Тестированию гипотез посвящена статья 2, где по результатам всероссийского репрезентативного исследования впервые представлены данные об уровне реального и потенциального включения россиян в разные виды Р2Р онлайн практик, а также оценены  связи между вероятностью включения в них, с одной стороны, и просоциальными характеристиками и интернет-активностью потребителей, с другой. Показано, что развитие онлайн практик потребления не есть результат, лежащий сугубо на стороне интернет технологий. Чаще это синтез развития цифровых технологий с более широкими (и не всегда заметными) сдвигами в нецифровой среде - развитием ГО (как формально организованного, так и неорганизованного). Однако эффект «социального пробуждения» благодаря интернету также имеет место и его нельзя отнести к маловероятным событиям.