Статья
Multilevel analysis of knowledge sources for product innovation in Russian SMEs
Исследование анализирует модерационный эффект региона на связь между источниками знаний и продуктовыми инновациями. Научный вклад статьи заключается в развитии области управления знаниями и инновациями для малых и средних компаний за счет изучения роли внешних и внутренних источников знания в быстро меняющейся среде на примере российского бизнес контекста, и учитывая региональную неоднородность. Эмпирические оценки проведены на базе данных из более чем 700 российских малых и средних промышленных предприятий (МСП), собранной в 2018 году в рамках проекта «Факторы конкурентоспособности и роста российских промышленных компаний». Внутренние и внешние источники знаний были определены через латентные переменные, а метод иерархического линейного моделирования был применен для учета группировки данных по различным регионам. Полученные результаты показывают, что для российских МСП внутренние и внешние источники знаний имеют положительное влияние на продуктовые инновации, причем внешние источники знаний оказывают большее влияние. При этом регион оказывает влияние на силу эффекта и внутренних, и внешних источников знаний. Это говорит о необходимости разработки специальных программ для МСП на уровне региона, позволяющих улучшить трансформацию знаний в продуктовые инновации компаний.
Сегодня во многих развитых странах компании сектора интеллектуальных услуг демонстрируют весьма высокий уровень инновационной активности. Однако данный сектор характеризуется высокой степенью неоднородности. Потребность в разработке мер адресной поддержки соответствующих отраслей порождает спрос на исследования, посвященные их специфике. В настоящей статье на выборке из 477 российских компаний анализируются режимы инновационной деятельности в сфере интеллектуальных услуг. С помощью факторного анализа были рассмотрены такие ключевые характеристики поведения компаний сектора, как типы инноваций и зависимость спроса на интеллектуальные услуги (с точки зрения объема, ассортимента и запрашиваемой клиентом степени кастомизации заказываемых услуг) от инновационной активности заказчиков. На основе трех полученных факторов компании сектора были разделены на несколько кластеров: инновационно пассивные; организационно ориентированные; маркетинг-ориентированные; нетехнологические; технологические; диверсифицированные инноваторы. Распределение по кластерам было также проанализировано с учетом размера компании относительно рынка и категории предоставляемых интеллектуальных услуг.
This is the third volume in a series of five books which bring together the results of intensive research on the national systems of innovation in the BRICS countries – Brazil, Russia, India, China, and South Africa. This book looks at the relationship between small and medium enterprises and the national systems of innovation in the BRICS countries. It brings to fore crucial issues in the evolution and future trends of industrial or innovation policies for small firms: their scope, applicability, co-ordination, and main results, as well as the influence of macroeconomic, legal and regulatory environments. Taking into account the specificities and complexities of SMEs’ production and innovation systems, it seeks to inform research, policy design and implementation in the field. Combining original and detailed data, this book is an invaluable resource for researchers and scholars in economics, development studies, and political science, as well as policymakers and development practitioners interested in the BRICS countries.
Данная статья посвящена полученным результатам диссертационного исследования автора на предмет изучения мотивов обращения к концепции «Бережливое производство» на российских предприятиях при проектировании операционных (производственных) систем. В статье приведены данные статистического анализа гипотез на примере одного из объектов исследования – структурного подразделения дочернего предприятия ОАО «РЖД» - мотор-вагонного депо ГЖД (сфера логистических услуг).
Исследование посвящено формированию структуры капитала российскими компаниями. С помощью анкетирования лиц, принимающих финансовые решения,тестируется релевантность существующих теорий структуры капитала, в частности, поведенческих. Полученные данные тестируются количественно с помощью методов регрессионного анализа.
Researchers of the Russian economy have unanimously identified the most important features of stock ownership and control (NССG 2008: 12-16). First, the concentration of capital in the corporate sector resulting from its aggressive redistribution for more than 15 years tends to be high. Secondly, the high concentration of ownership affected the development of corporate control and evolution of the mechanisms of corporate governance. This high concentration provides the basis for control by the majority shareholder or a consolidated group of such shareholders exercised by various formal and informal means. Majority shareholders are constrained only by the need to comply with the formal legal provisions and often imitate the activities of intra-corporate tools.
Структура капитала является одним из ключевых факторов стоимости компании, что определяет важность определения детерминантов ее формирования. Существующие исследования российских компаний, посвященные этой теме, используют общедоступные данные отчетности, вследствие чего игнорируется ряд значимых факторов, в том числе поведенческих. Поэтому настоящая работа в качестве метода сбора данных использует анкетирование лиц, принимающих финансовые решения. Кроме выбора статистически значимых детерминантов, обсуждаются возможности использования факторного анализа для выявления четких групп факторов, влияющих на выбор источника финансирования.
Разноаспектные социологические исследования, проводимые во всех регионах Российской Федерации, могут и должны стать научной базой для формирования социальной политики, позволяющей смягчить возрастающие негативные явления в обществе. Изучение причин возникновения тенденций углубления или ослабления признаков дифференциации общества, международного опыта государственного и общественного реагирования на негативные и позитивные социальные индикаторы, общегосударственных и региональных практик реагирования социума на различные глобальные изменения, связанные с цифровизацией, COVID-19, реформированием системы образования, повышением роли села в общественной системе разделения труда, – важнейшие направления фундаментальной и прикладной социологической науки. В сборнике представлены доклады более чем 800 социологов по разноаспектным проблемам традиций и инноваций в социальном развитии регионов. Материалы сборника будут интересны научным работникам, студентам и аспирантам, преподавателям и экспертам в области социологии, а также руководителям и аналитикам в сфере государственного и регионального управления.
Рассмотрены актуальные проблемы теории менеджмента. Систематизированно излагаются исторические, методологические, технологические и практические основы менеджмента. Особое внимание уделено истории управленческой мысли, теории организации и организационному поведению. Основная цель пособия – формирование системных представлений, общекультурных и профессиональных компетенций в области теории менеджмента у будущих менеджеров. Учебное пособие по своему содержанию полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.
Предназначено для студентов второго и третьего курсов всех форм обучения экономико-математического факультета МИЭМ по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
В статье рассмотрены основные существующие подходы к анализу эффективности деятельности порта, проведен их сравнительный анализ и оценена применимость. В рамках концепции интегрированной логистики и управления цепями поставок портовая система исследуется в ее вовлеченности в цепи поставок различных контрагентов и происходящие в них процессы. Предложена схема интегральной оценки эффективности деятельности порта с точки зрения как ее внутренней, так и внешней системы.
Содержание статьи.
Во многих отраслях промышленности наметилась тенденция к созданию вертикально интегрированных компаний (ВИК), структура которых объединяет в единое целое всю технологическую цепочку. Эта тенденция оказалась продуктивной для нефтяного сектора, в котором необходима координация всех последовательных стадий технологического процесса: разведка и добыча нефти - транспортировка - переработка - нефтехимия - сбыт нефтепродуктов н нефтехимикатов. В статье рассмотрены особенности внедрения модуля "Управление персоналом" для предприятий нефтегазового сектора.
В статье рассматриваются различные подходы к определению стратегии на рынке. В контексте менеджмента стратегия рассматривается с различных точек зрения: как определение основных долгосрочных целей и задач развития организации, как план деятельности, как набор правил для принятия решений, как комплекс мероприятий по управлению компанией. Объединение этих позиций позволяет сформулировать единое определение стратегии и показать ее значимость для управления компанией.
Рассматриваются концептуальные и методологические вопросы теории и практики исследования систем управления: философские основы теории познания, природа и сущность системного подхода к организации научных исследований, методология и аппарат общей теории систем, задачи и методы исследования систем управления, предпосылки и методологические основы научного прогнозирования, математическое моделирование систем управления, статистическое и социологическое исследование социально-экономических систем, методология исследования систем управления инновациями и инвестициями.
Предназначено для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 080200 "Менеджмент", а также аспирантов, научных работников и менеджеров-практиков, специализирующихся в области разработки и эксплуатации систем управления.
Рассмотрены актуальные проблемы экономики и бизнеса. Систематизированно излагаются методологические, технологические и практические аспекты экономики предприятия. Особое внимание уделено управлению и регулированию деятельности предприятия. Освещаются современные источники и методы развития предприятия. Основная цель пособия – формирование профессионального мышления у будущих менеджеров, направленного на усвоение ими сущности экономических процессов, приемов и методов эффективного руководства.
Предназначено для студентов второго курса всех форм обучения экономико-математического факультета МИЭМ по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).