• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Призрак педократии в театре марионеток: о школьном самоуправлении и границах детской агентности в первые годы советской власти

1920-е гг. в Советской России известны как период беспрецедентного роста автономии детей в разных областях общественной жизни. Сюда можно отнести принятое Наркомпросом в 1918 г. решение о введении детского самоуправления в единой трудовой школе. Эта радикальная идея, распространенная на все школы страны, за последующее десятилетие быстро деградировала к гораздо более умеренной педагогической позиции, реализовавшейся в наборе непритязательных повседневных практик, прежде всего собраниях и дежурствах. В этой статье эволюция идеи и практик самоуправления анализируется на основании опубликованных и архивных источников, в  которых содержатся описания практик и высказывания педагогов, учителей и школьников о  школьном самоуправлении. Анализ аргументов в пользу расширения или ограничения детской агентности в самоуправлении показывает, что учителя восприняли введение самоуправления как наступление на собственный авторитет и что среди педагогов существовал широкий консенсус о необходимости контролировать детскую агентность, прежде всего в принятии решений. Противоречие между декларациями о детской самостоятельности и необходимостью контроля со стороны педагога снималось за счет апелляции к педагогическому мастерству, позволяющему сделать манипуляцию детьми незаметной.