• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 59 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Kormina J., Shtyrkov S. Forum for Anthropology and Culture. 2010. Vol. 6. P. 115-143.
Добавлено: 3 марта 2011
Статья
Gudova E. A., Karaseva A., Kozhevnikova M. et al. Forum for Anthropology and Culture. 2019. Vol. 15. P. 13-83.
Добавлено: 1 ноября 2019
Статья
Kormina J. Forum for Anthropology and Culture. 2016. Vol. 12. P. 201-229.
Добавлено: 16 ноября 2016
Статья
Kirill Maslinsky. Forum for Anthropology and Culture. 2014. No. 10. P. 185-205.
Добавлено: 2 февраля 2015
Статья
Баранова В. В. Антропологический форум. 2008. № 8. С. 493-499.

Отчет о прошедшей 11-13 сентября 2007 г. в г. Пушкине конференция «Социальная антропология в России как исследовательская и университетская дисциплина: поиски прошлого и будущего» (организованная Государственным университетом «Высшая школа экономики»). Цель конференции состояла в обсуждении широкого круга проблем, связанных с положением антропологии в России. Программа выступлений включала три основных блока: социальная антропология как учебная программа, социальная антропология как научная дисциплина и особенности научного сообщества.

Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Соколова А. Д., Головина М. В., Semirkhanova E. Forum for Anthropology and Culture. 2012. No. 8. P. 224-230.
Добавлено: 27 ноября 2016
Статья
Baranova V. V. Forum for Anthropology and Culture. 2014. No. 10. P. 206-221.

What is the language distribution among migrant children in different domains? Which factors influence the relationship between the majority and dominant language? Do second-generation migrants experience problems with linguistic shift? The work also considers data from schoolchildren surveyed by the Sociology of Education and Science Laboratory at the National Research University at the Higher School of Economics from 2009-2010 (around 7,500 surveys of high school pupils, continuous sampling in schools)

Добавлено: 2 февраля 2015
Статья
Dubovka D. Forum for Anthropology and Culture. 2017. Vol. 13. P. 163-185.
Добавлено: 26 апреля 2018
Статья
Васильева В. О. Антропологический форум. 2017. № 33. С. 191-208.

В обзоре рассматриваются основные тематические направления, развивавшиеся Международным кинофестивалем аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино» (Москва) в 2010–2016 гг., среди которых особое значение имеют антропология труда и исследования роли и места традиции в современном мире. Фестиваль представляет собой масштабный научно-образовательный проект и международную коммуникативную платформу, которая позволяет на регулярной основе осуществлять взаимодействие между российскими и зарубежными исследователями в области наук о культуре. В центре внимания участников и зрителей находится специфика средств аудиовизуальной фиксации как инструмента работы антрополога, аудиовизуальных языков как таковых и тех областей социокультурной действительности, изучение которых данные языки делают возможным.

Добавлено: 27 сентября 2017
Статья
Кормина Ж. В. Антропологический форум. 2015. Т. 26. С. 209-221.

Сверхидея исследования, легшего в основу книги, состояла в попыт- ке объяснить причину того, что казавшаяся прочной советская циви- лизация распалась легко и неожиданно. При этом свою задачу автор книги видит в реабилитации («регуманизации») советского челове- ка. В качестве аналитического инструмента для препарирования позднесоветской реальности Юрчак предлагает идею перформатив- ного сдвига. Кажется, замеченные автором особенности функциони- рования советской символической системы лучше объясняются в рамках теории произвольности знака. Еще одна специфичная черта авторского подхода заключается в выборе объекта исследования: собирательный герой книги — ленинградец с высшим техническим образованием, рассматривающий ВЛКСМ как возможность реализа- ции своих карьерных амбиций. К сожалению, русский перевод кни- ги, вышедший почти через десять лет после публикации англоязыч- ного оригинала, не учитывает новейшие исследования по проблеме. Тем не менее выход книги на русском позволит познакомиться с этой работой более широкому кругу читателей.

Добавлено: 22 января 2016
Статья
Мороз А. Б. Антропологический форум. 2017. № 32. С. 239-246.

Рецензируется книга, написанная в рамках антропологии повседневности и посвященная изучению ссоры в крестьянской культуре второй половины XIX — начала XX в. Ссора рассматривается как важный аспект социальных отношений в крестьянском быту. Описываются ее место в жизненном цикле крестьянской семьи и сельской общины; особенности ссоры, задаваемые статусной структурой социального пространства; особые конфликтные периоды, когда ссора возникает, и функции, которые она выполняет; гендерная и коммуникативная специфика ссоры; традиционные обычно-правовые институты и практики примирения; влияние ссоры на другие типы социального взаимодействия различных уровней, от семейного до общедеревенского. Работа написана в основном на материалах архива этнографического бюро князя В.Н. Тенишева и периодической печати.  

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Титков А. С., Архипова А. С., Доронин Д. Ю. и др. Антропологический форум. 2017. № 33. С. 84-122.

В течение последних двух-трех лет формы празднования Дня Победы в России заметно изменились. Появились мно- гочисленные практики «воспоминания действием» (перформативной коммеморации). В статье показано, как устрое- ны и как функционируют вернакулярные практики такого рода («Бессмертный полк», переодевание взрослых и детей в военную форму, украшение автомобилей и др.). Дискуссии вокруг новых форм празднования 9 мая продемонстри- ровали не только интегрирующий, но и дезинтегрирующий потенциал этого праздника. Координаты, в которых по- томки победителей определяют свое отношение к нему (память о жертвах или память о триумфе, использование или неиспользование официальной символики Победы) рассматриваются как основа для сплочения и взаимного разме- жевания двух соперничающих «моральных сообществ».

Добавлено: 5 июля 2017
Статья
Кормина Ж. В. Антропологический форум. 2013. Т. 18. С. 300-320.

Кроме очевидной социологической задачи выстраивания новой идентичности, осваиваемый в ходе ресоциализации язык нужен верующим для структурирования и артикуляции их религиозного опыта. Религиозный язык неопятидесятников при первом и поверхностном знакомстве может показаться каким-то волапюком, набором ограниченного количества стереотипных фраз, часто калькированных с английского, которые бездумно затвержены верующими, в действительности становится частью новой личности, ее единственным способом коммуникации в сообществе верующих. При более внимательном взгляде выясняется, что как будто механическое освоение религиозного вокабуляра в действительности оказывается способом интериоризации теологических идей конкретной церкви или религиозного движения. Так что прося Господа «сердце чистое сотвори во мне», неопятидесятники принимают на себя обязательства моральной гигиены, отличающей «заново рожденных» от всех остальных. Cтатья основана на данных включенного наблюдения в неопятидесятнической общине одного из городов северо-запада России. 

Добавлено: 6 мая 2013
Статья
Фень Е. Г. Антропологический форум. 2011. № 15.
Добавлено: 18 октября 2010
Статья
Соколов М. М. Антропологический форум. 2009. № 10. С. 130-143.
Добавлено: 8 июля 2009
Статья
Бредникова О. Е., Сабирова Г. А. Антропологический форум. 2015. № 26. С. 127-152.

Центральный фокус данной статьи - осмысление особенностей родительства, родительской заботы и анализ практик заботы в отношении детей среди мигрантов, приехавших из Средней Азии в Санкт-Петербург на заработки. Мы попытались понять, каковы контексты и особенности родительской заботы о ребенке в условиях трансмиграции. Режимы родительской заботы в ситуации миграции определяются самими обстоятельствами миграции, многодетностью, поддержкой со стороны родственных сетей и государств.  Родители мигранты оказываются перед задачей распределения ограниченных  материальных, социальных и эмоциональных ресурсов между детьми.

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Кормина Ж. В. Антропологический форум. 2015. № 27. С. 142-175.

В статье анализируются гастрономические страхи, связанные с употреблением в пищу дрожжевого хлеба. Распро- страненные в разных слоях российского общества, от православных фундаменталистов до симпатизирующих идеям нью-эйдж буржуа, эти страхи указывают на существование особой культуры недоверия — результата работы обыва- тельского критического мышления. Объектом недоверия выступает государство и связанные с ним институты власти и контроля: наука, медицина, образование, система средств массовой информации. А главным объектом беспокой- ства становится вопрос личной свободы, который формулируется как забота о качестве жизни, здоровье и само- совершенствовании. Культура недоверия специфична для современного информационного общества, где вместо проблемы доступа к информации возникает вопрос ее достоверности, вкупе с необходимостью определять и пере- определять критерии достоверности. В то же время она является реакцией на ситуации риска (У. Бек), связанные с диверсификацией знания и неспособностью оценить угрозы своей жизни со стороны невидимых вездесущих вра- гов, вроде ГМО или дрожжей. Особое внимание в статье уделено «новым интеллектуалам», которые, с одной стороны, используют страхи культуры недоверия, а с другой — сами их создают.

Добавлено: 15 ноября 2015
Статья
Соколов М. М. Антропологический форум. 2008. № 8. С. 183-197.
Добавлено: 5 ноября 2008
Статья
Дубовка Д. Г. Антропологический форум. 2015. № 24. С. 215-221.

Рец. на Amy Whitehead. Religious Statues and Personhood: Testing the Role of Materiality. L.; N.Y.: Bloomsbury, 2013. 216 p. Рецензия акцентрирует внимание на не критическом применении акторно-сетевой теории в работах по антропологии религии. 

Добавлено: 31 июля 2018
Статья
Барандова Т. Л., Барандов Л. А., Тарусина И. Г. Антропологический форум. 2018. № 36. С. 20-31.

Вопросы, поставленные редакцией о проблемах, возникающих при переходе от полевой работы к созданию научного текста, на наш взгляд, важны для рефлексии не только сообщества профессиональных антропологов, но и других социальных (и даже шире — гуманитарных) наук, как и для междисциплинарного обсуждения, потому мы рискнули вступить в дискуссию с позиций представителей политической социологии и этнокультурологии, применяющих в своей исследовательской практике этнографические методы.

Добавлено: 31 января 2018