• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Эрратологическая разметка корпуса русских учебных текстов: тактические решения

Созданный школой лингвистики ФГН НИУ ВШЭ Корпус русских учебных тек-
стов включает спонтанные (выполненные в аудитории) и подготовленные (домаш-
ние) работы студентов бакалавриата в жанрах ответа на вопрос, аргументирован-
ного суждения, эссе, курсовой работы. Студенты, осваивая академический регистр,
проходят разные стадии формирования представлений об организации учебно-на-
учного текста. На каждом этапе интерференция стилей и жанров, разнородный ха-
рактер получаемых речевых образцов и слабая редакторская рефлексия приводят
к возникновению неизбежных системных ошибок в сфере грамматики и грамма-
тической стилистики, семантики и прагматики текста. Отклонения от речевого
стандарта отражают как стадиальность формирования навыка исследовательско-
го письма, так и процессы, характерные для динамики речевой системы в целом,
становления новых узуальных норм на осколках норм устаревающих, демонстри-
руют границы вариативности слово- и формоупотребления. Эти отклонения мар-
кируются системой тэгов, разработанной и оптимизированной командой Корпу-
са (Н. А. Зевахиной, С. С. Джакуповой, Ю. М. Кувшинской, С. Ю. Пужаевой при
активном участии коллег и студентов). Эрратологическая разметка включает лек-
сические, грамматические, дискурсивные пометы. Грамматический блок отража-
ет частотные отклонения от морфологических и синтаксических канонов, связан-
ные с расшатыванием ряда конструкций. Так, отдельную проблему представляет
расширение круга легких глаголов (десемантизованных единиц, обслуживающих
синтаксические потребности высказывания и делегирующих лексическое значе-
ние управляемому слову), выбор падежа управляемого имени, компаративные
и интенсифицирующие конструкции, анафорические употребления. В статье рас-
смотрены конкретные примеры, снабженных тэгом «нарушение в согласовании»
(agr). Обсуждается мотивировка разметки при выборе маркера для фрагмента вы-
сказывания.