• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Государственное радиовещание в России: тренд на потерю влияния

В статье рассматриваются проблемы федерального государственного радиовещания на примере радиостанций «Радио России» и «Маяк», являющихся структурными подразделениями Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Накопленные данные исследований позволяют увидеть, что радиостанции ВГТРК за последние 20 с лишним лет потеряли лидирующие позиции в России. Доля аудитории на общероссийском уровне с 1996 г. по 2018 г. снизилась: у «Радио России» с 27 % до 5,8 %, у «Маяка» - с 26 % до 3,1 %. И если в 1996 г. две станции занимали, соответственно, первое и второе места по величине доли аудитории, то в 2018 г. «Радио России» было лишь на шестом месте, а «Маяк» - на двенадцатом. Основная причина - недостаточное внимание к техническому распространению сигнала. В 1996 г. население России слушало радио преимущественно с помощью проводного радио и приемников, способных принимать средние и длинные волны. В 2018 г. подавляющее большинство российских радиослушателей использовало FM-диапазон, где государственные станции представлены слабо по сравнению со коммерческими станциями-лидерами. Возможностью приема «Радио России» и «Маяка» на проводном радио в настоящий момент, оценочно, обладает всего лишь 12 % российского населения, при том, что вещание на длинных волнах прекращено. Потери аудитории сопровождаются ослаблением силы бренда радиостанций, особо остро проявляющимся у «Радио России» - в 2018 г. спонтаное знание радиостанции обнаруживают лишь 8,3 % опрошенных (данные компании «Медиаскоп»). Для того, чтобы вернуть лидирующее положение, государственным радиостанциям необходимо обеспечить стопроцентное присутствие в FM-диапазоне хотя бы крупных и средних городов, в первую очередь в Москве. Если этого не сделать в ближайшее время, то показатели аудитории будут продолжать снижаться. Потеря аудитории федеральными государственными радиостанциями несет в себе опасность для развития социально-политических процессов в России, поскольку именно благодаря государственным СМИ, в том числе радиостанциям, реализуется конституционное право граждан на получение информации и доступ к культурным ценностям, выполняются законодательно установленные функции освещения деятельности органов государственной власти и агитация за кандидатов и политические партии во время предвыборных кампаний