• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета

В «Библиотеке» («Тысячекнижии») патр. Фотия в кодексе 52 содержится свидетельство об актах собора в Сиде, которые принято принимать как одно из главных элементов «антимессалианского досье» в греческой церковной традиции. Был ли этот собор в действительности – толком не известно. Однако наличные сведения свидетельствуют о большой запутанности и, возможно, о сфальсифицированности всей его истории. Главные герои с сирийской стороны выглядят как фиктивные. Из сравнения имен с сирийскими документами следует, что имя главного еретика – «Лампетия/Малпатия» вымышлено. За ним скрывается сириец Адельфий, ученик св. Юлиана Саббы. История «мессалианства» в свете нового взгляда на источники все более явственно предстает как большое недоразумение, вызванное конфликтом моделей аскетизма. В основе сирийской модели лежала евангельская идея «отсоединения от мира», которая спустя триста лет прочно укоренилась в византийской аскетике. Досье «мессалианской ереси» стало использоваться против «Макарьевского корпуса» и новых религиозных течений средневековья (павликианство, богомильство). Исторические нестыковки в средневековой антиеретической литературе перестали смущать читателей, ибо вся история «мессалианства» превратилась в миф.