• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Современная русская литература в хрестоматиях 1843–1904 годов и литературный канон

Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 1. С. 85-101.

Исследуются количественный и качественный статус и культурные функции современной литературы в 46 русских хрестоматиях 1843– 1904 гг., предназначенных для гимназий и реальных училищ. Актуаль- ность работы обусловлена устаревшим представлением о значении консервативных реформ Д. А. Толстого 1870–1880-х гг. («толстовско- го классицизма»). Используя генеалогический, институциональный и историко-функциональный методы изучения истории образования, автор исследует функцию и последствия как исключения современной литературы из школьной программы, так и ее присутствия в некото- рых хрестоматиях. Феномен классикализации учебных планов после реформы 1871 г. и консервация программы по литературе оказывают- ся не столь однозначными. Запрет на изучение литературы, создан-ной после 1842 г., и одновременно значительное расширение текстов древнерусской словесности парадоксальным образом привели к са-крализации русской классики и дискредитации многих программных текстов в глазах молодого поколения. В этой ситуации важную роль сыграли учебные хрестоматии – буферная зона между жестко огра- ниченной программой и современной литературой, какую не дозво-лялось обсуждать в классе. Количественный и качественный анализ содержания хрестоматий 1843–1904 гг. показал, что с 1860 к 1900 г.доля текстов авторов, опубликованных в течение 20–30 лет до выхода хрестоматии, повысилась с 4 до 35 %. Равным образом с 1861 г. су- щественно росло число новых пособий на образовательном рынке.Качественный анализ выявляет авторов и тексты, наиболее часто включавшиеся в хрестоматии 1860–1890-х гг. Многие фрагменты ча- сто воспроизводимых произведений к началу 1900–х стали канони- ческими, заучивались наизусть и, хотя и не могли дать полного пред-ставления о целом тексте, выполняли важную культурную функцию, привлекая подростков к современным им текстам и авторам. Оказы-ваясь своего рода буферной зоной между официальной программой, школьным историко-литературным нарративом и актуальным лите-ратурным процессом, хрестоматии внесли важный вклад в канониза- цию современной литературы в русском обществе XIX в. даже вопре- ки министерскому запрету ее изучать.