• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Реформы регионального управления и их влияние на этнополитические процессы в России ( 1999-2003 гг).

Центр этнополитических и региональных исследований ЦЭПРИ. 2003. С. 1-38.

Первые административные реформы президента Путина (изменение принципов формирования Совета Федерации, создание семи федеральных округов и института полномочных представителей президента в них) не могли не оказать влияние на этнополитические процессы. В данной главе ставится задача проверки ряда гипотез о формах и мере этого влияния.

 Предположительно можно выделить два типа влияния: косвенное и непосредственное. Первое может проявляться в неодинаковом отношении разных этнических общностей к указанным реформам. Например, автор предполагает, что этнические меньшинства (точнее их элитарные слои) более насторожено встретили эти реформы, чем представители этнического большинства страны (этнические русские). Если эта гипотеза справедлива, то реформы могут усилить уровень подозрительности этнических меньшинств к федеральной власти и оказать негативное влияние на общий характер межэтнических отношений в России.

Непосредственное влияние реформ на этнополитические процессы должно было бы проявляться через воздействие на них института полномочных представителей. Наделенные большой властью, полпреды и федеральные инспекторы могли бы содействовать проведению в жизнь конституционных норм, направленных на установлении в обществе принципов равноправия этнических общностей, защиту прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Однако, имеющиеся у автора материалы,  скорее свидетельствуют  о том, что реальное влияние полпредов и их аппаратов на этнополитические процессы ниже теоретически возможного и, кроме того, это влияние не всегда позитивно. Сама трактовка целей федеральной этнической политики у разных полпредов различается.

Создание федеральных округов и связанные с этим реформы Путина, являются лишь одним из многих факторов, воздействующих на этнополитические процессы. Поэтому наш анализ мы начнем с оценки общих тенденций этих процессов в современной России, при этом постсоветскую историю мы разделяем на два периода, по времени правления двух президентов.

Используемые мной термины условны - это аналитические конструкты, не претендующие на универсальность и, тем более на применение в законодательстве. Термин  «этнические меньшинства», в данной работе не совпадает с принятым в международном праве термином «национальные меньшинства» и включает в себя помимо многих диаспоральных групп, еще и так называемые «титульные народы» республик и национальных округов России.