• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Неравенство успехов и притязаний девятиклассников: уровень локальных образовательных систем

Данная статья призвана обратить внимание на возможности, которые дает изучение социального неравенства на уровне отдельных локальностей. В статье проводится сравнение особенностей неравенства успехов и притязаний на трех территориях разного типа: сельского района – малого города – мегаполиса. Эмпирическую базу исследования составили данные опросов Научно-учебной Лаборатории «Социология образования и науки» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург) общим объемом в 8965 учеников 9-х классов.

С помощью линейного и логистического регрессионного моделирования были протестированы следующие предикторы: пол школьника, уровень образования матери, социально-экономический статус и культурный капитал родителей, статус школы, а также успеваемость в случае моделей с зависимой переменной  виде образовательных притязаний. Полученные результаты сопоставлены, в том числе с помощью расчета предельных эффектов.

Результаты демонстрируют, что в каждой из локальностей складывается свой особенный характер социального воспроизводства. Большие репрезентативные выборки показывают нам лишь возможную общую логику, тогда как сплошные выборки на отдельных территориях позволяют более точно замерить эффекты. Знание локального контекста в этих кейсах дает возможность полученные результаты объяснить.