• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Без мобильности нет креативности: антропология транспорта Сибири и Дальнего Востока

Пространственная экономика. 2019. Т. 15. № 4. С. 149-183.
Пилясов А. Н., Замятина Н. Ю., Гончаров Р. В.

Предметом данной статьи является изучение новой роли индивидуальной мобильности в развитии территорий Сибири и Дальнего Востока. Цель исследования – обоснование важности комплексного изучения феномена мобильности как важнейшего фактора нового экономического роста Сибири и Дальнего Востока в результате использования комплекса методов регионального анализа – статистического, социологического, картографического и других. В регионах Сибири и Дальнего Востока за последние тридцать лет произошла «тихая» революция мобильности – когда в компенсацию взорвавшихся авиатарифов бурное развитие получила автомобильность, особенно в зоне безальтернативного транспорта и особенно в зимний период. Ее роль в консолидации коммуникации, в обмене знаниями, в передаче лучших практик и инноваций чрезвычайно важна. Поскольку транспорт и местные транспортные системы играют такую решающую роль в развитии малонаселенных территорий Сибири и Дальнего Востока, естественно увидеть резервы роста этих территорий за счет их модернизации. Существует три зоны организации транспорта: 1) альтернативная, 2) безальтернативная и 3) внедорожный транспорт. В первой зоне речь идет об укреплении инновационных центров в межрегиональных транспортных хабах. Во второй зоне – о раскрепощении сил мобильности (прежде всего индивидуальной, физических лиц и малого бизнеса) и комплексности в региональных и межмуниципальных научно-образовательных центрах. В третьей зоне – о всемерном поощрении нестационарных форм временной близости как источника плодотворной коммуникации и мест рождения новых идей. Именно нестационарные точки временной близости способны здесь радикально повлиять на динамику процесса экономического развития.