• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Продуктивность порождения мыслей: роль умственных операций в развертывании мыслительной деятельности

Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 84-98.

Представлены результаты исследования, в ходе которого изучалось порождение предметных мыслей с опорой на умственные операции, обеспечивающие развертывание указанного процесса. Теоретической основой данной работы являются представления о ментальной способности индивида к порождению мысли, характеризующей его интеллект. Суть предлагаемого подхода заключается в изучении мыслительной деятельности через исследование процессов порождения мыслей и работе с ними посредством умственных операций. В экспериментальном исследовании на примере изучения лиц (на студенческой выборке, N = 50), находящихся в разных условиях решения ментальной задачи по продуцированию предметных мыслей и различающихся в уровне интеллектуального развития, определен состав умственных операций, показана продуктивность обращения к ним в континууме развертывания мыслительной деятельности и описан способ практического овладения ими. Результаты исследования демонстрируют, что увеличение продуктивности порождения предметных мыслей происходит за счет актов абстрагирования и опосредования. Установлено, что продуктивность порождения мыслей проявляется как тенденция выделения функциональных свойств мыслимого объекта за счет абстрагирования от его свойств со стороны их личностной значимости для мыслящего в начале его мыслительной деятельности и опосредования ими в середине и конце этого процесса. Важным следствием из полученных результатов является обнаруженный в конце мыслительного процесса статистически достоверный эффект взаимного влияния условий обращения к умственным операциям и уровня интеллектуального развития на продуктивность порождения мыслей. От него зависит специфика практического применения определенной операции при развертывании мыслительной деятельности. Результаты исследования позволяют лучше понять, как происходит научение мышлению посредством практического овладения умственными операциями в ходе решения конкретной ментальной задачи.