• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Лексика как классифицирующий признак современной поэзии

Slavica Revalensia. 2019. Т. VI. С. 251-273.

Ретроспективно история литературы предстаёт перед нами как результат классификации. Отдельные писатели или группы авто­ ров в соответствии с плохо каталогизируемыми основаниями, соот носимыми одновременно и с социокультурной сферой, и с поэтикой, не вполне последовательно делятся на мелических и хоровых, концептистов и гонгористов, архаистов и новаторов (о противоречиях классификации на архаистов и новаторов см.: Седова 2009: 61-74), натуральную школу и искусство для искусства, стадионную поэзию и андеграунд и т. д. Иногда это деление предо­ пределяется современной литературным явлениям рефлексией над актуальным материалом, иногда конструируется много позднее в исследовательской лаборатории, но свою жизнеспособность такие классификации показывают только по прошествии времени. Можно вспомнить случай классификации на «тихую» и «громкую» поэзию, предложенной Корнеем Чуковским в статье «Ахматова и Маяковский». Поскольку мы не видим его в современной школьной практике, можно констатировать, что это деление не прижилось или, по крайней мере, осталось одним из альтернативных и, в сущности, необязательных способов описания литературного процесса 1920­ х годов. Такая судьба классификации Чуковского неудивительна, актуальный литературный ландшафт концептуализировать гораздо труднее: мысли критика препятствует большое число неизвестных-от особенностей последующих этапов творчества отдельных художников до структуры рецепции всего периода в будущем. В этой статье мы предложим способ классификации авторов по основанию употребляемой ими лексики, постараемся обнаружить его возможности и эвристический потенциал.