?
Практики кооперации математиков и социологов в 1960-1980-е годы
В статье рассматривается взаимодействие представителей точных наук (математики и информационных технологий) с социологами, повлиявшее на развитие, тематический репертуар, методологию и формирование арсенала методов социологии в 60-80-е годы ХХ века. Объект исследования – научные и коммуникативные тексты (статьи, материалы воспоминаний, интервью, записи устных воспоминаний) участников междисциплинарного взаимодействия в прошлом и в настоящем. Описаны особенности периода 60-80-х г.г. для междисциплинарной кооперации социологов и математиков. Главная особенность - парадигматизация социологии как научного знания. И точные науки играли в этом процессе особую роль, поскольку участвовали в формировании языка, тематического репертуара и методического арсенала социологии. Анализ функций точных наук для социологии, сформировавших запрос на сотрудничество, показывает, что основных функций было три: методологическая, инструментальная, практическая (социо-инженерная). В статье описаны три случая сотрудничества. Первый – когда оно складывалось при организационном и интеллектуальном лидерстве математиков (Новосибирская школа). Второй – когда лидерские позиции были у социологов (Ленинградская школа), и третий – когда «правила игры» задавались внешними агентами - сотрудничество социологов и математиков на производстве. Выявлены и систематизированы типичные задачи, решаемые совместными усилиями представителей точных наук и социологов в каждом из трех случаев. Делаются выводы о значении этого периода для развития социологии и о дальнейших направлениях исследования этой темы с точки зрения эпистемологии и истории социологии. Дальнейшее развитие этой темы, на наш взгляд, лежит в направлении анализа механизмов сотрудничества социологов с представителями точных наук и его институционализации.