Статья
Cognitive predictors of generalization of Russian grammatical gender categories
Публикуется по постановлению Редакционно-издательского совета филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Учебное пособие ставит целью показать, как формировалась си- стема лингвистического знания в русских грамматиках 20–50-х гг. XIX в. Подходы грамматистов к решению теоретических и практических вопросов русистики сопровождаются анализом рецензий их современников. Таблицы, схемы, контрольные вопросы, списки дополнительной литературы, задания по анализу науковедческих и лингвистических текстов позволят читателям более полно проработать полученную информацию. В приложениях они могут ознакомиться с краткими биографическими справками о видных современных специалистах по науковедению и о русских филологах XVIII–XX вв.
Книга предназначена для использования в качестве пособия по курсу «История русской грамматической мысли» или аналогичному.
В статье рассматривается проблема выбора числа сказуемого в предложениях с подлежащим, выраженным счетным оборотом со значением определенного количества. На основании данных НКРЯ за последнее десятилетие (2000-2010) выделяются основные факторы, влияющие на выбор числа сказуемого. Особое внимание уделяется условиям употребления сказуемого в ед.ч.
Статья содержит краткий очерк предлагавшихся подходов к выделению частей речи в русском языке, приводит результаты таких классификаций, корпусную статистику по частям речи.
В сборнике нашли отражение результаты Международного научного симпозиума "Русская грамматика: активные процессы в языке и речи" (Ярославль, 17-19 мая 2019 года0, проводитмого ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в пратнерстве с МАПРЯЛ, РОПРЯЛ, Институтом русского языка мени В.В. Виноградова (РАН) и Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина. Статьи ведущих российских и зарубежных учебных и молодых исследователей. публикуемые в сборнике, посвящены актуальным проблемам грамматики современного русского языка. Кроме того, освещаются вопросы преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного.
В статье рассматривается развитие согласования сказуемого с подлежащим, включающим числительное "несколько", на протяжении 18-21 вв. Анализируя данные Национального корпуса русского языка и результаты статистических исследований 60-70-х гг, а также дискутируя с концепцией, предложенной авторским коллективом М. Красовитского, Г. Корбетта и др., автор предлагает объяснение наблюдающейся в предложениях с "несколько" непоследовательности колебаний сказуемого в числе. Исходя из корпусного исследования влияния речевой сферы на выбор числа сказуемого, автор приходит к выводу о том, что в предложениях с подлежащим, включающим "несколько", наблюдается явная тенденция к выбору мн.ч. сказуемого
Аннотация:
Настоящий выпуск — третий в серии публикаций материалов к корпусной грамматике русского языка — последовательного грамматического описания, выполняемого на материале Национального корпуса русского языка. Корпусная грамматика в течение нескольких последних лет готовится в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН большим коллективом участников, включающим редакторов и авторов настоящего выпуска.
Выпуск охватывает частеречную проблематику и более общие проблемы организации лексики в формальные классы. В нем собраны дескриптивные статьи, посвященные отдельным частям речи, а также лексико-грамматическим классам меньшего объема: «Прилагательные» (Г. И. Кустова), «Наречия» (Д. В. Сичинава), «Безличные предикативы» (А. Б. Летучий), «Числительные» (Д. В. Сичинава), целый раздел о близких по семантике классах местоимений (Е. В. Падучева) («Нереферентные местоимения на -нибудь», «Местоимения отрицательной полярности», «Оборот тот или иной»), а также две статьи о «служебных» единицах: «Предлоги» (Д. В. Сичинава») и «Корреляты» (О. Е. Пекелис). Предваряет изложение обзорная статья Д. В. Сичинавы «Части речи».
Издание адресовано широкому кругу лингвистов: русистам, специалистам по корпусной лингвистике, лингвистам-типологам, а также студентам и аспирантам лингвистических специальностей.
Статья посвящена вопросу о влиянии коммуникативной структуры высказывания на выбор формы сказуемого при согласовании с именными группами, включающими неопределенные числительные и наречия. Автор приходит к выводу о том, что как возможность реализации той или иной коммуникативной структуры, так и характер влияния коммуникативной структуры на выбор формы сказуемого неодинаковы в предложениях с разными количественными словами, и описывает коммуникативные условия выбора той или иной формы сказуемого в предложениях со словами несколько, много и немало.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена анализу критических очерков, статей и эссе итальянских писталей, литературных критиков и литературоведов (А. Моравии, И. Кальвино, Ф. Фортини, К. Кассола, К. Салинари), опубликованных в 50-ых гг. XX века в Италии (собранных в сборник ""Доктор Живаго", Италия, 1958", М.: Река времен, 2012 г.) - как реакция на публикацию в Италии романа Нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака - "Доктора Живаго".
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
В статье описываются закономерности реализации эмоциональных высказываний в диалогической и монологической речи. Основное внимание автора обращено на характерные признаки речи говорящего, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, и на композиционно-прагматические особенности диалогического и монологического текста.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.