• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

К теоретической реконструкции дюркгеймовской трактовки морали

Статья посвящена исследованию основных принципов теории морали, разработанной классиком французской и мировой социологии Эмилем Дюркгеймом (1858–1917). Опираясь на тексты Дюркгейма, автор стремится показать, что вопреки некоторым современным интерпретациям он не был ни антикантианцем, ни антиутилитаристом. Он постоянно критиковал и Канта, и утилитаризм, но находился под сильнейшим влиянием обеих теоретических позиций. Это влияние было как “негативным” – в форме противостояния этим позициям, так и “позитивным” – в форме их воспроизведения, продолжения и развития. Дюркгейм не отвергал воззрения Канта и утилитаризма (особенно в его эвдемонистской версии), а опирался на них, стремясь осуществить их теоретический синтез. Средством осуществления этого синтеза выступал социологический подход к морали, при котором общество выступает как сущность, объединяющая в себе обязанность и благо, имманентное и транцендентное начала в морали. Показана эволюция понимания Дюркгеймом элементов, или признаков морали, а также связь морали с религией и другими социальными институтами. Проанализирована дюркгеймовская идея существования автономного сакрального в морали, его несводимость к собственно религиозному сакральному; отсюда принципиальная возможность светской морали. Согласно Дюркгейму, мораль имеет фундаментальное социальное значение, она лежит в основе всех социальных институтов и социальных преобразований.