?
"Война мемов": новые повороты информационного противостояния
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 250-269.
Среди цифровых феноменов политического дискурса XXI века особое место занимает интернет-мем, понимаемый не только как проявление сетевого творчества, но и как артефакт современной культуры участия, способ публичной дискуссии, инструмент электоральных и протестных коммуникаций. В статье анализируются процессы смыслового противостояния вирусных сообщений Рунета, обозначенные как «война мемов», выделяются основные типы подобного противостояния, рассматриваются коммуникативные кейсы последних лет, позволяющие сделать выводы о специфике и технологиях подобной «войны».
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Шомова С. А., / Высшая школа экономики. Series PS "Political Science". 2019. No. 68.
Добавлено: 8 июля 2019 г.
Шомова С. А., Полис. Политические исследования 2019 № 3 С. 157-173
Политический интернет-мем принадлежит к числу малоисследованных современных феноменов, находящихся на стыке цифровой культуры и политической коммуникации. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, такой мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, а с другой – как инструмент политических PR-технологий. Статья посвящена результатам исследования мемов, размещенных в социальных медиа России в ...
Добавлено: 22 мая 2019 г.
Ленько Г. Н., Chekunova M., Barabash V. и др., SHS Web of Conferences 2016 Vol. 29 P. 1-4
Nowadays, in transformation of the realm of political communication, a more important part is given to so-called «new social media». Previously, political communication was seen as a process of production, dissemination and perception of political information for the purpose of achieving a consent regarding one or another political action. Additionally, communication appeared as a mechanism ...
Добавлено: 29 сентября 2016 г.
Шомова С. А., Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика 2019 № 3 С. 23-43
Политический интернет-мем принадлежит к числу малоисследованных феноменов современной цифровой культуры. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, такой мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, механизм политического участия, а с другой – как инструмент политических PR-технологий, способ «завышения» или «занижения» имиджа политического лидера. Новизна предлагаемой статьи, посвященной результатам исследования мемов, ...
Добавлено: 15 июля 2019 г.
Шомова С. А., Central European Journal of Communication 2020 Vol. 13 No. 2 P. 266-283
Добавлено: 16 июня 2020 г.
Шомова С. А., Медиа. Информация. Коммуникация 2015 № 15
Статья посвящена одному из интереснейших феноменов современной коммуникации – политическому интернет-мему. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, а с другой – как инструмент политических PR-технологий. В статье анализируется сущность данного коммуникативного явления и дается его рабочее определение, выделяются специфические черты интернет-мема, предлагаются ...
Добавлено: 28 февраля 2016 г.
Саликов А. Н., Politologija 2020 Vol. 99 No. 3
This paper considers the issue of the influence of social media on politics in Russia. Having emerged in the late 1990s as a tool for informal communication, social media became an important part of Russian socio-political life by the end of 2010s. The past two decades is a sufficient period of time to draw some ...
Добавлено: 4 ноября 2020 г.
Шомова С. А., Этнографическое обозрение 2015 № 4 С. 64-74
Архетип трикстера занимает одно из ключевых мест не только в истории культуры, но и в политико-коммуникативных системах современности. Он находит зримое воплощение и в неформальной политической коммуникации, и в институционализированных коммуникативных моделях. В статье рассматриваются основные формы проявления данного архетипа в имиджах российских политических лидеров, его возможные модификации, а также роль современных медиа в тиражировании ...
Добавлено: 5 сентября 2015 г.
Шомова С. А., Бизнес. Общество. Власть 2015 № 22 С. 28-41
Статья посвящена одному из интереснейших феноменов современной коммуникации – политическому интернет-мему. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, а с другой – как инструмент политических PR-технологий. В статье анализируется сущность данного коммуникативного явления и дается его рабочее определение, выделяются специфические черты интернет-мема, предлагаются ...
Добавлено: 16 мая 2015 г.
Lukianova N., Maria Shteynman, Fell E., Empedocles: European Journal for the Philosophy of Communication 2019 Vol. 10 No. 1 P. 71-86
The authors seek to contribute to the existing discussion of the communicative function of political memes by bringing into discussion political memes used by opposition leaders in the 2018 Russian presidential election campaigns as examples of memes being purposefully deployed in targeted political communications. Specifically, they focus on Navalny’s use of the ‘yellow duck’ meme. ...
Добавлено: 25 ноября 2019 г.
Габриелова Е. В., Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки 2015 Т. 157 № 5 С. 141-149
В статье представлены результаты исследования по выявлению языковых средств имплицитного и эксплицитного выражения оценки участниками американского про- тестного движения «Чаепитие», возникшего в 2009 г. При помощи программы Atlas.ti был проведен контент-анализ сообщений в микроблоге Twitter, установлены основные темы высказываний и языковые средства, применяемые пользователями для выраже- ния собственного мнения. Анализ данных показал, что эксплицитно, как ...
Добавлено: 3 октября 2014 г.
Афанасов Н. Б., Galactica Media: Journal of Media Studies 2019 Т. 1 № 2 С. 120-141
Сериалы стали одним из главных видов современного досуга. Однако «качественное телевидение» видоизменяет саму сериальную форму. Дорогостоящая сериальная продукция для оправдания затрат создателей и поддержания интереса аудитории с необходимостью становится включена в паттерны функционирования новых медиа. Статья показывает, что в мире культурного перепроизводства успешные сериалы необходимо превращаются в трансмедийные феномены для того, чтобы существовать. Их традиционная ...
Добавлено: 26 августа 2019 г.
Мусихин Г. И., Общественные науки и современность 2015 № 6 С. 45-57
Автор показывает, что благодаря символическому мышлению люди одновременно могут выступать как субъектами, так и объектами социальной жизни. В статье доказывается, что анализ языка политики, компетенций политики и политической информации рассматриваются академическим сообществом как самостоятельные модусы политической реальности. При этом внимание акцентируется на том, что говорить, думать и знать в контексте политики приходится одновременно. Поэтому концептуальный ...
Добавлено: 21 декабря 2015 г.
Гласер М. А., Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир 2017 Т. 3 № 13 С. 33-43
На примере выборов в бундестаг ФРГ в 2017 г. и предшествующие годы поставлен «ключевой исследовательский вопрос»: может ли успешная политическая коммуникация нетрадиционных/ несистемных партий привести к их легитимации и превращению в системные. ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.
Черненко Ю. А., Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева 2016 Т. 2 № 4 С. 235-243
Данная статья рассматривает ход предвыборной кампании и коммуникационные стратегии двух главных кандидатов на пост президента США - республиканца Дональда Трампа и демократа Хиллари Клинтон - с точки зрения политического сторителлинга и используемой политиками сюжетики. Автор исследует тактики применения «блуждающих сюжетов» как инструмента взаимодействия с избирателем, фиксирует возможные эффекты от их использования, анализирует кейсы политической коммуникации ...
Добавлено: 19 сентября 2018 г.
Белко И. В., Бизнес. Общество. Власть 2019 No. 32 P. 159-182
Добавлено: 18 мая 2020 г.
Лапина-Кратасюк Е. Г., Chapman A., Goroshko O. и др., Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media 2020 No. 20 P. 65-86
Issue 20 celebrates ten years of Digital Icons. As an integral part of this celebratory issue we want to paint a broad picture of the changes Runet underwent in the last decade. In order to achieve this goal, we asked leading scholars in the field—among them most of the authors of Digital Icons 1—for short ...
Добавлено: 12 июня 2020 г.
Мягкова А. Ю., Ученые записки Российского государственного социального университета 2010 № 8 С. 188-191
Затронуты проблемы языковой манипуляции в политической коммуникации. Рассмотрены языковые приемы, вопросы эффективности речевого воздействия и психологическая база языковых манипулятивных техник. ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Черненко Ю. А., Медиаальманах 2016 № 4 С. 21-30
В статье представлены результаты кросс-дисциплинарного исследования, посвященного вопросам влияния сторителлинга на восприятие аудиторией политических событий. В работе рассматривается место сюжетики и феномена «блуждающего сюжета» в нарративной парадигме и в комплексе коллективного бессознательного Карла Густава Юнга. Осмысляются закономерности использования сюжетики в политических коммуникациях и возможные стратегии с применением элементов «блуждающих сюжетов». ...
Добавлено: 19 сентября 2018 г.
Шомова С. А., Медиаальманах 2015 № 4 С. 12-18
Статья представляет собой продолжение анализа возможных видов и форм театрализации процесса современной политической коммуникации. В центре внимания на сей раз находятся политический перформанс и политический стрит-арт. В работе осмысляется их сущность, варианты проявления, проблемы эффективности их как инструмента взаимодействия с массовой аудиторией и специфической PR-технологии. ...
Добавлено: 12 марта 2015 г.
Черненко Ю. А., Наука телевидения 2018 Т. 14 № 1 С. 184-210
Статья посвящена нарративному анализу женских образов в трех сериалах, рассказывающих о политической жизни США - «Политиканы», «Мадам госсекретарь» и «Карточный домик». Они выбраны в связи с указанием на возможное спонсирование со стороны Клинтон. Актуальность изучения отражений политической реальности в экранных искусствах возрастает с учетом растущей значимости концепции медиатизации политики. Основываясь на подходах к медиатизации и ...
Добавлено: 19 сентября 2018 г.
Порецкова А. А., Савин Н. Ю., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2021 № 6 С. 76-96
Интернет-мемы давно стали привычным атрибутом новой медийной среды. Большинство исследователей рассматривают их как юмористические картинки, которые способствуют распространению расистских стереотипов и подрывают доверие к политическому процессу среди пользователей. В данной статье рассматривается вклад мемов в консолидацию протестного движения на примере коротких видео социальной сети TikTok, посвященных протестам в Хабаровском крае в 2020 году. Посредством анализа ...
Добавлено: 15 декабря 2021 г.
Филиппов И. Б., Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право 2020 Т. 13 № 2 С. 249-268
Полноценный анализ протестной активности в XXI в. невозможен без учета сложной взаимосвязи между онлайн- и офлайн-поведением различных акторов. Социальные медиа и, более широко, все интернет-пространство становятся площадкой для новых форм состязательной политики и делают возможными формы поведения, трансформирующие классические методы протеста. При этом цифровые площадки не являются нейтральными по отношению к самой коммуникации: взаимодействие пользователей ...
Добавлено: 12 декабря 2020 г.