• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Работы скорби» и формирование дискурса памяти в польской культуре конца XVIII- начала XIX вв.

Цель статьи – проанализировать процесс формирования польского дискурса памяти на рубеже XVIII-XIX вв., то есть в период, непосредственно последовавший за разделами Речи Посполитой в конце XVIII в. Основным инструментом анализа является психоаналитический подход к культуре, основанный на концептах травмы и скорби, а также теория дискурса М.Фуко в ее современной интерпретации. Дискурс памяти рассматривается как ответ польской культуры на травму разделов, которые поставили под угрозу польскую идентичность. После разделов возникло несколько вариантов будущего для польской памяти и идентичности. От выбора того или другого зависел способ определения метаобъекта дискурса памяти, ответ на вопрос, о какой памяти идет речь. Одним из вариантов был «антикварный дискурс» памяти о Речи Посполитой и поляках, которых больше не существует. Иначе говоря, речь шла о необходимости создать позитивный облик польской цивилизации для потомков, которые будут рассматривать ее как одну из исчезнувших цивилизаций прошлого. Однако эта форма рефлексии о памяти не стала господствующей в польской культуре периода разделов. Главным направлением развития польского дискурса памяти стала рефлексия о памяти польского народа, который продолжает свое существование и нуждается в историческом сознании для себя. Эта опция в свою очередь содержала два варианта. Можно было создать дискурс памяти, основанный на политической истории Речи Посполитой и необходимости ее реституции. Другая опция была связана с апелляцией к славянским языческим догосударственным истокам, которые требовалось спасти от забвения и вернуть польскому народу. В процессе обсуждения всех этих вариантов и моделей в польской культуре был создан дискурс памяти, в котором были сформулированы многие проблемы, являющиеся актуальными и в современных memory studies (память и идентичность, память и забвение в культуре, политика памяти, институты памяти, память и историография и др.). Разработка дискурса памяти была связана в это время с созданием различных культурных институтов и практик, сыгравших значительную роль в формировании польского национального самосознания.