• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования стран центральной и восточной Азии

Философия образования. 2019. Т. 19. № 4. С. 94-113.
Тарасова Н. В., Тарасова К. В.

В статье на примере национальных образовательных стандартов КНР, Японии, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи рассматриваются ключевые вопросы, связанные с созданием модели компетенций XXI века для учащихся ступени основного общего образования, что связано с комплексным переосмыслением образования и его роли в обществе. Обсуждаются особенности проведенных в последнее десятилетие реформ в области образования в каждой из стран, а также компетенции, которыми должен обладать человек, получивший среднее образование для того, чтобы успешно жить и работать в XXI веке, новой цифровой эре.

Исследование основано на сравнительном анализе образовательной политики в части реформирования системы образования в пяти странах, включая Китай, Японию, Сингапур, Тайвань, Южную Корею. Эти страны были выбраны за их подход к школьным реформам - они начинаются с понимания происходящих изменений в обществе, смотрят в будущее и развивают устремления в будущее. Таким образом, реформы образования  в выбранных странах  Азии представляют собой особую «желательную модель» реформы образования, что может представлять особый интерес для российских исследователей. На основе применения общенаучных методов исследования (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация данных) выделены основные компетенции и навыки, которые необходимо сформировать в процессе обучения, а также сама система оценивания и методы формирования компетенций в странах  Азии. Помимо прочего, определена необходимость включения в ожидаемые результаты освоения образовательной программы не только предметных компетентностей, но и универсальных (метапредметных), а также личностных характеристик (ценностей, установок), и увеличение роли школы в оценивании достижений учащихся, в т.ч. увеличение доли формирующего оценивания, и новых принципов обучения.