• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Developing the mechanism of qualitative risk assessment in strategic controlling

Разработан механизм оценки стратегических рисков компании и отбора факторов риска, на которых должны быть сосредоточены основные усилия по управлению рисками в компании. Под факторами рисками понимаются проекции внешней и внутренней среды компании, которые создают ее конкурентное преимущество, но при этом подвергаются наиболее опасным угрозам. Механизм является неотъемлемой частью стратегического риск-контроллинга, приложения стратегического контроллинга к управлению рисками и представляет собой набор взаимосвязанных методик, обеспечивающих пошаговый отбор факторов риска. Он построен с помощью интеграции метода стратегического анализа цепочки ценностей компании и метода анализа видов и последствий отказов (FMEA). Такой подход, в отличие от альтернатив, позволяет максимально учесть связи и корреляции между стратегическими целями, проекциями и рисками. Рассмотрены основные задачи и функции стратегического риск-контроллинга в компании, а также исследованы методы анализа цепочки ценностей и FMEA и обоснованы преимущества их интеграции в едином механизме оценки рисков. Подготовлена блок-схема механизма оценки стратегических рисков компании и отбора факторов риска. В ходе разработки механизма выработана методика расчёта показателей критичности проявления рисков (ПЧР) как для отдельных рисков, так и на уровне каждой стратегической проекции, а также стратегии в целом. Предложена методика выбора базовой стратегии из имеющихся альтернатив с помощью критерия пессимизма – оптимизма Гурвица, в котором в качестве меры риска используются ПЧР. Разработана методика отбора факторов риска и её ключевой инструмент – матрица позиционирования факторов риска, которая также позволяет определить оптимальные способы и инструменты контроля над рисками. Механизм позволяет повысить результативность управления рисками в стратегическом контроллинге и сконцентрировать внимание руководства компании на ее стратегических проекциях, подверженных наиболее опасным угрозам.