• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Диалог Вл.С. Соловьёва и А.А. Киреева о путях и характере христианского единства

Философский полилог. 2019. Т. 5. № 2. С. 17-26.

Идея христианского единства занимала умы многих русских интеллектуалов. Особое внимание ей уделялось во второй половине XIX в. Наиболее ярким примером размышлений на данную тему стали работы Вл.С. Соловьёва, которые вызвали бурное обсуждение как в русских, так и западноевропейских интеллектуальных кругах. Одним из самых ярких публицистов, который вступил в диалог с Соловьевым, был славянофил генерал А.А. Киреев. Автор показывает, что оба мыслителя говорили о необходимости поиска путей преодоления существующих противоречий в европейском обществе. Оба писали об осуществлении Вселенской церкви. Но выбрали для этого разные пути. Киреев придерживался традиционной позиции славянофилов, что все русские христиане жаждут единства Церкви, но только при условии соблюдения догматов 7-ми Вселенских Соборов, он писал о восстановлении автокефальной Православной Церкви Запада. Соловьёв предложил теократический проект, говоря о Вечном духовном Риме как центре христианского мира и о Первенстве Римского Понтифика. Он призывал ради всеединой христианской универсальной идеи подняться над догматическими различьями, считал, что Россия должна явиться Третьим Римом, который не просто исключает и заменяет первые два, но и их примиряет и объединяет в единое целое. В данной статье раскрываются основные аспекты диалога Соловьёва и Киреева о путях и характере христианского единства на основе их переписки, их публицистических статей, а также ранее неизвестных архивных материалов. Автор показывает, что идея призвания России восстановить единство христианского мира была центральной идей русской мысли.