• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОХОЛДИНГОВ И ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ: НОВЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ КООПЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Суровцев В. Н., Никулина Ю. Н.

В большинстве отраслей и подкомплексов АПК идут процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, что увеличивает риски формирования монополий регионального или федерального уровня. Несмотря на постоянное внимание органов власти и государственную поддержку, процессы кооперации производителей аграрной продукции для преодоления злоупотребления рыночной властью, развиваются крайне медленно. Вместе с тем, часть агрохолдингов уже достигли таких размеров производства, когда дальнейшее увеличение его масштабов ведет к росту издержек, в то время как эффект масштаба переработки и логистики еще далеко не исчерпан. Однако большинство агрохолдингов продолжают наращивать объемы производства, попадая в ловушку «эффекта колеи». Рассматриваемая в статье концепция «промежуточных институтов» позволяет пересмотреть классический подход к реализации эффекта масштаба как крупными, так и небольшими по размеру производителями. Предлагаемая модель развития сельхозпроизводства на основе «встраивания» независимых сельхозпроизводителей в производственно-хозяйственные цепочки крупного агробизнеса на рыночных принципах позволяет преодолевать отрицательные последствия «эффекта колеи» с минимальными издержками для всех участников отрасли. Фермер, оставаясь получателем остаточного дохода и сохраняя возможность визуального контроля производственного процесса, обеспечивает себе доступ к экспертным компетенциям агрохолдинга-интегратора и заемному капиталу. Агрохолдинги, не выходя за пределы эффективного масштаба производства сельскохозяйственной продукции,  гарантируют себе рынок сырья высокого качества по приемлемым для воспроизводственного процесса ценам, получают возможность более полной реализации эффекта масштаба на других этапах производственно-экономического процесса, снижая тем самым, совокупные издержки производства и реализации конечной продукции.