• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Новая журналистика и психоанализ: К антропологии литературных форм

Новое литературное обозрение. 2020. Т. 165. № 5. С. ХХ-ХХ.

В статье через психоаналитические метафоры (вытеснение, семейный роман, невроз навязчивых состояний, катартический метод) рассматривается Новая журналистика, в 1960-е годы изменившая расстановку сил в американской словесности и журналистике. С одной стороны, она стала явлением художественной литературы и в этом качестве усилила позиции nonfiction в противостоянии с fiction. С другой — она осталась журналистикой и в этом качестве существенно ослабила позиции «объективности», преобладавшей в американской журналистике с 1920-х годов, но в 1950-е понесшей репутационные потери в связи с вынужденным участием прессы в маккартизме. Главным идеологом и практиком Новой журналистики был Том Вулф, в начале 1960-х годов открывший для себя новые творческие возможности. Он был вынужден это сделать, осознав неадекватность известного ему языка журналистики новым социально-культурным реалиям, которые привлекли его внимание. В начале 1970-х Вулф подвел своебразный итог десятилетию Новой журналистики, охарактеризовав ее роль, сформулировав ее теоретические положения и описав ее историю. Впрочем, настаивая на литературном происхождении этого явления и подчеркивая его оригинальность, Вулф не учитывал богатой традиции американской литературной журналистики, которая с 1890-х годов, по словам исследователя, сокращала разрыв между субъективностями, используя для этого средства, ассоциирующиеся с художественной литературой. Звено в цепи литературной журналистики, Новая журналистика — важная тема в разговоре об антропологии словесности.