• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Гегель труден, но лучше, то есть ближе, не напишешь»: романы Бориса Поплавского как «гегелевский текст» русской литературы

В статье анализируются гегелевские подтексты в романах эмигрантского поэта, писателя и философа-любителя Бориса Поплавского (1903–1935). В романе «Аполлон Безобразов» диалектика самосознания, описанная Гегелем в четвертой главе «Феноменологии духа», организует текст не только на идеологическом уровне, но и на уровне его нарративной структуры. Это свидетельствует о том, что Поплавский был знаком с философией Гегеля еще до того, как стал «усердным слушателем» знаменитого впоследствии семинара по «Феноменологии духа», который Александр Кожев вел в 1933–1939 годах в Высшей практической школе (École pratique des hautes études) в Париже. Поплавский официально посещал курс Кожева в 1934–1935 учебном году, что позволяет по-новому прочитать его второй роман «Домой с небес», работа над которым шла параллельно с участием в семинаре