• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Прототип методики двойной стимуляции: первое экспериментальное исследование Л.С. Выготского (Гомель, 1923)

Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 125-142.

Статья представляет собой комментарии к работе Л.С. Выготского «Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексами (логической памяти»), отражающей результаты эксперимента, проведенного им в Гомеле в конце 1923 г. Исследование является ранее неизвестной эмпирической частью доклада «Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики», с которым Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 г. В комментариях анализируются связи между эмпирической и теоретической частями исследования, дается историко-методологическая оценка его значимости. Показано, что оно может считаться прообразом методики двойной стимуляции и содержит ряд положений, впоследствии вошедших в преобразованном виде в теоретическое ядро концепции Л.С. Выготского.