• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ СВЯЗИ ВОСПРИНИМАЕМЫХ ТИПОВ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ

Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 97-114.
Липатов С. А., Несмеянова Р. К.

Описывается характер взаимосвязи воспринимаемых типов корпоративной культуры по типологии Л. Константина со следующими переменными: привлекательность корпоративной культуры, виды организационной идентификации, потребность в ней, типы привязанности к организации и соответствие индивидуальных и организационных ценностей. В исследовании принял участие 241 сотрудник коммерческих предприятий (63 мужчины и 178 женщин). Им предлагалось заполнить анкету, включающую пять частей. Данные обрабатывались с помощью моделирования структурными уравнениями. Итогом работы стало создание четырех структурных (путевых) моделей для каждого воспринимаемого типа корпоративной культуры (открытого, закрытого, синхронного, случайного), отображающих особенности их связи с исследуемыми переменными. Были выявлены общие закономерности. Соответствие ценностей отражается на восприятии сотрудником своей организации как привлекательной, на появлении у него потребности в идентификации, а также говорит о низкой вероятности появления избегающего типа привязанности. Наличие амбивалентной привязанности может стать причиной возникновения избегающей привязанности, при которой сотрудники не удовлетворены работой и стараются минимизировать общение с коллегами, что, в свою очередь, может отчасти спровоцировать у них возникновение нейтралитета по отношению к месту работы. Дезидентификация и нейтральная идентификация могут стать причинами возникновения амбивалентного отношения к организации. Когда же у сотрудника нет индифферентного отношения к ней, и он включен в организационную жизнь, то высока вероятность формирования положительной идентификации. Помимо этого, были проанализированы особенности и различия в связях, выявленные в моделях. Перспективным направлением развития данной темы является обоснование и добавление в модели новых переменных с целью их эмпирической проверки для создания единой целостной теоретико-методологической модели, комплексно описывающей организационную жизнь.