• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Эффективность правового регулирования порядка возмещения вреда по договору ОСАГО

В статье исследуются основные итоги реформы порядка страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Федеральным законом от 28 марта 2017 г. № 49-ФЗ был установлен приоритет возмещения вреда по договору ОСАГО в виде восстановительного ремонта. При этом Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П закреплены критерии, которым должна соответствовать станция технического обслуживания (СТОА). В качестве предпосылок принятия указанного комплекса норм называют значительное количество судебных дел по вопросам выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО, активную деятельность посредников, а также высокий уровень мошенничества в страховой сфере. Целью упомянутого Закона, исходя из позиции законодателя и представителей профессионального сообщества, является сокращение количества денежных выплат по договору ОСАГО, что позволит снизить интерес посредников и недобросовестных участников рынка к данной сфере. На основании анализа статистических данных Российского союза автостраховщиков, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также правоприменительной и судебной практики авторы оценивают, была ли достигнута цель реформы порядка страхового возмещения по договору ОСАГО, и делают вывод о неэффективности принятых нововведений. В качестве основных причин этого называются недостаточная проработанность порядка взаимоотношений СТОА, страховщика и потерпевшего; отсутствие необходимого количества СТОА, соответствующих установленным законодателем критериям; стоимость организации восстановительного ремонта и включение в правоотношения между страховщиком и потерпевшим третьего участника (СТОА), неподконтрольного надзорному органу; проблема ограничения права потерпевшего на выбор формы страхового возмещения.